Сибирские огни, 1929, № 5
ночного собрания, мы с Дюнг-Эйром з а мечали прижавшиеся к стене скорчен ные фигуры кули, заснувших вечным сном. Легкая полотняная одежда не смо гла защитить их от холода и стала их саваном. Их лица выражали муки голо да. А ведь это были труженики, их мус кулы не прятались ни от какой работы, они искали ее и все же не смогли избе жать страшного конца! Только в том обществе, где кучка за хватчиков поработила народ и живет за- счет его труда, могут умирать такой бес славной смертью трудящиеся». Рисунки в книге подобраны, очевидно, с целью иллюстрировать китайский быт, но они мало увязаны с текстом. Мих. Доронин П. Логинов—Лесняк. «Боги на ко страх», изд. «Молодая Гвардия». 1929 г., ; 4000 экз., стр. 184, 1 р. 10 к., перепл. 20 к. Странная, непонятная и недодуманная история... Не то запоздалая отрыжка за бытого Арцыбашевского «Санина», роб кая проповедь любострастия, в которой фигурирует и «богатое тело Симы» (стр. 165), и «стройные, красивые ноги Агафьи» (стр. 159), и комсомолец, играю щий на свирели (!!!)• — «играл я там на сви рели, гонялся за девицами, и когда при шла женщина, согрешил с ней. А ты и эту радость отнял у меня» (стр. 145), и «вечерний заслуженный отдых — пере кличка мужской половины с женской» (стр. 148) и со смаком описано несколь ко сладострастных сцен—«и никакого тут нет греха» (стр. 1Ы). Не то анекдот о подлежащих чистке членах партии. По сле 12-ти летнего отсутствия в свою де ревню возвращается аскетически настро енный «коммунист» Андрей Смуров и по сле полного бездействия в качестве пред- вика основывает в бывшем поместьи «Костры»—с.-х. коммуну. «Я должен», го ворит Смуров, «своей жизнью и своими делами показать им пример. Надо под няться выше их всех. Пусть услышат они мой голос, обличительный и зовущий» (стр. 34); — «Что? Бог крепко сидит в народе? Так, по-вашему? А почему это так. Потому что мы сами не хотим быть, как боги» (стр. 53); «Если нет у нас ма териального богатства, то должны мы заменить его внутренней силой» (стр. 62); «Чей бог дольше удержится—больше вистский или православный?» (стр. 99), «Пусть этого нет в программе коммуни стической партии, но зато свет будет от туда» (стр. 109); «Старые боги умерли. Коммунизм—наша новая религия» (стра ница 120). В коммуне Смуров собирается жить, «как бог» и намерен «выращивать нового человека» (стр. 139). В коммуну вступают все деревенские коммунисты, кроме Яши Малинкина, типа положитель ного, у которого «круглое, тупоносое, скуластое лицо» (стр. 12), который со вкусом и весело живет с Симой, дельно и весело работает и правильно замечает: «Какая от того радость народу, что вы там спасаться задумали в своем мона стыре» (стр. 99). Члены коммуны и чле ны ВКП(б) (?!)—зав. земотделом вика Сычев и милиционер Евстратов говорят о себе: «Постой? Мы кто? Мы—коммуни сты. Разве мы что-нибудь плохое сдела ли людям? Ну, выпиваем, ну, взятки бе рем. Ну, словом, святошами быть не хо тим, а дело все ж справляем» (стр. 26!!). О другой парочке «коммунистов»—Лыж- кине и Парфенове—сам автор сообщает, что вступили они в партию «под веселую руку» (стр. 79), а «потом попривыкли, хо дили оба в ячейку, получили там азбуку коммунизма», но, почитав ее, выпивали на крестинах и перед вступлением в ком муну безнаказанно сожгли свои дворы и получили страховую премию. Новый предвик Корнеев, тип, так сказать, тоже якобы положительный, мягко выговари вает Смурову: «Друг мой! Ведь мы же с тобой коммунисты... Прошли там марк сизм и разную экономию... Не могу тебя никак понять. Но мешать тебе не стану. Валяй, действуй, только, знаешь, не фаб рикуй мощей—не годятся для этого твои коммунисты, хоть, правда, и здорово пропитались они спиртом» (139). Из по добной «коммуны» ничего, понятно, не выходит... Невнятную контрреволюционно-религи озную пропаганду ведет тут же невысе- ленный почему-то бывший владелец «Ко стров», помещик Тихон Филатыч, кото рого не трогает Смуров, но советует ис требить милиционер Евстратов (54), сла- дострастничает поп Сергей, млеет комсо- молец-«пастушок» Степа Курочкин, ис кушаемый б. возлюбленной Смурова Агафьей, которую Смуров, прижив неко гда с ней ребенка, не желает даже узна вать и т. д., и т. д., но деревни, советской живой деревни в книжке нет и помину, и что хотел сказать автор—неясно. Финал сделан по рецепту—дурно поня тому—О. Генри: коммуну заселяют ба т раки и батрачки, среди них Агафья, со шедшаяся, наконец, со Степой (—«и ни какого тут нет греха!»), а Смуров уез жает в город, где при освидетельствова нии его медицинской комиссией, оказы вается, что он... душевно расстроен и ну ждается в длительной поправке. Одним словом, чтобы свести концы с концами, автору пришлось свести с ума своего ге роя, после подробного, на 184 стр. изло жения его «идей». Стоило ли в таком слу чае писать эту книжку, а тем паче—изда вать ее?! А. М.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2