Сибирские огни, 1929, № 5
«изящной» литературы попрежнему на водняют наш книжный рынок, портя рус ский язык, засоряя речь и изливая на г о ловы читателей ушаты безграмотности. Ал. Мих. Ф. Бородина. Женщина в Китае. Гос и здат . 72 стр. Цена 35 коп. Небольшая брошюра Ф. Бородиной за полняет в некоторой степени тот пробел, который мы имеем на книжном рынке в отношении положения женщин в Китае. Непосредственная участница великих ре волюционных событий в Китае Ф. Боро дина могла хорошо наблюдать жизнь бур жуазной женщины, работницы, крестьян ки за последние годы. Позорное рабское положение женщины в Китае всем известно. Об изуродованных ножках, о проститутках, наложницах и т. п. писали многие и много. Но очень мало затронут вопрос о современном по ложении женщины, а индустриализация Китая выдвигает на сцену истории новый класс—пролетариат, который, нет сомне ния, победит после тяжелых и классовых боев в ближайшие годы строй, его поро дивший. Работницы в Китае втянулись в профессиональное движение. В 1927 г. число женщин—членов профсоюзов выра жалось в крупных цифрах (в провинции Цзянсу—250.000). Во время революцион ных событий многие десятки и сотни ты сяч трудящихся участвовали в демонстра циях, на митингах и т. п. Немало революционерок полегли ко стьми за свободу Китая в последних классовых боях. Бородина рассказывает об этих собы тиях просто и увлекательно, описывая на ряду с личными впечатлениями общее положение женщины-китаянки. Брошюра насыщена многими фактами и будет с большой пользой прочтена широким чи тателем. М. Д. Ис. Гольдберг.—«Путь, не отмеченный на карте». Изд. 2. «ЗИФ». 1929 г. Стр. 353. Цена 2 р. 'О в и б и р ь ждет своего художника. Революция, промчавшаяся по таежным просторам, колчаковщина, партизанщи на,—эти сибирские темы остаются еще невыполненными. Книга Ис. Гольдберга «Путь, не отме ченный на карте»,—в некоторой части восполняет этот пробел. Мы говорим «в некоторой части», потому что в этой книге Гольдберг свел задачу художе ственного изображения революции в Си бири к изображению распада той силы, которая была враждебна революции, к изображению распада колчаковщины. Открывает книгу—«Гроб подполковни ка Недочетова». Читателям «Сибирских Огней» прекрасно известен этот рассказ о «волчьем походе» белых последышей, как известны те эпизоды катастрофиче ского отступления отряда Каппеля, кото рые, как нам кажется, образовали сюжет ную основу этого рассказа. Центральная фигура рассказа—жена подполковника Недочетова, Валентина Яковлевна. Она законченный тип бело- гвардейки,—эта женщина, идущая с от рядом за гробом своего мужа. Ей неиз вестен тот спекулятивный расчет, кото рый заставил отрядное начальство та щить в страшный поход гроб подполков ника Недочетова. Она не слышала тех слов, которые произнес кто-то хитрый: — ...Это дает некоторое, знаете ли, на строение: боевой отряд, трудности похо да, а между тем.—останки героя не бро шены... Она не знает, что на одной из стоянок отрядное начальство выбросило труп ее мужа, а пустой гроб заполнило золотом, чтобы сохранить это золото от солдат ских покушений. За несколько переходов до конечного пункта похода на колчаковцев обруши ваются партизаны. Разгромив отряд, они вскрывают гроб, набитый золотом. Обман обнаруживается. Читатель во очию видит отвратительную подоплеку «белого рыцарства». Белое рыцарство оказывается скомпрометированным и в в следующих двух рассказах, примыкаю щих к «гробу подполковника Недочето ва»,—в «Болезни» и в «Пути, не отмечен ном на карте». Будучи заброшен в тайгу, герой «Бо лезни»,—поручик Конобеевский мгновен но срывает маску благородного офицера, которую он носил на городской панели, обнаруживая подлинное свое лицо рва ча, хищника и прожигателя жизни. В «Болезни» есть очень сильные сцены, хотя этот рассказ и уступает «Гробу под полковника Недочетова». Очень запоминается ответ крестьян по ручику, который, будучи ими связан, просит у них наган. Поручик хочет по кончить жизнь самоубийством. — Не балуй!—говорят мужики, — об жизни своей не хлопочи, не беспокойся! Об ей начальство похлопочет!.. Противопоставление природы (тайга) и городского пришельца успешно и часто используется Гольдбергом. Этот прием, разумеется, не нов. Но у Гольдберга он взят в очень ори гинальной и свежей интерпретации. Тайга—фон необычайный и незахва танный. «Гроб подполковника Недочетова», «Путь, не отмеченный на карте», и «Бо лезнь», образуют круг рассказов одной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2