Сибирские огни, 1929, № 5

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ КЛУБНИЧКА Павел Дорохов—«Земная радость». Ро­ ман. Изд. «Федерация». 379 стр. Цена 4_2j>y6. 50 коп. Если бы поручик Кувшинников, о ко­ тором в «Мертвых душах» Ноздрев со­ общает Чичикову, что он «премилый че­ ловек» и «поверишь ли, простых баб не пропустил», называя это «попользовать­ ся насчет клубнички», обладал литера­ турными навыками, он писал бы роман «Земная радость». Основная идея этого творения как будто—«самое существен­ ное в жизни—любовь или просто пол— даже во время войны и революции, ко­ гда женщины становятся весьма подат­ ливыми». Прочитав 379 страниц, читатель на последней (издательский трюк) узна­ ет, что это только первый том. Впро­ чем, при «клубничном» подходе к рево­ люции, при котором гражданская война и социальный переворот используются только как обстановка и фон для любов­ ных приключений, таких томов может быть очень много. Дороховские большевики и эсеры, красные бойцы и белые офицеры, боль­ шевички и офицерские дамы мало чем отличаются друг от друга, сделаны по одному шаблону и из одного «клубнично­ го» теста—все, мол, люди, все—челове­ ки. Какие бы слова Дорохов не вклады­ вал в уста своим персонажам, как только они начинают действовать и чувство­ вать—различия исчезают... и сквозь ли­ сты книги, изданной «Федерацией совет­ ских писателей», выступает болезненное лицо в последнее время как будто вновь оживающего Арцыбашева, похотливо ве­ щающего: все «цыпленки хочут жить», и жаждут интрижки—в этом и заклю­ чается «земная радость». Хотел ли этого Дорохов или нет, но результат таков. Кажется, будто поручик Кувшинников, вероятно, великий мастер по этой части, во дни оно дирижирует кадрилью в за ­ холустном офицерском собраний, и, вы­ крикивая похожие на французские, но бессмысленные -слова: «ладиколон» и «шосе-крозе», провозглашает: «меняй­ тесь дамами!»,—и дороховские офицеры начинают вожделеть к дороховским «большевичкам», добродетельная буржу­ азная девица влюбляется в пишущего плохие стишки военкома и т. д. и т. д. Дело происходит в 1918 г. Наступают чехи. Началась гражданская война. Анна Тарасова—невеста эсера, офицера Ма­ твея Маслова. Последний бежит из го­ родка, присоединяется к белым, возвра­ щается с ними. В день свадьбы Матвея из-под венца вновь отправляют в армию. Анна едет к нему на фронт, но белые уже отступают и вместе с какой то пол­ ковницей Анна попадает в плен к крас­ ным. Здесь обе становятся красными се­ страми милосердия, и в Анну влюбляет­ ся военком дивизии Юрасов. Матвей же—роман протекает то в белом, то в красном лагере—назначается начальни­ ком поезда, эвакуирующего из Самары арестованных большевиков и среди них жену матроСа Лукина,—Настю. Чтобы их спасти, с поездом едет боль­ шевичка Берта под видом няньки детей офицера Левашева и другие партийцы. Роман, т.-е. первый том, кончается бла­ гополучно, завершая всю эту тягучую и скучную историю. Отступление белых обозначилось полностью, белые разло­ жились, большинство арестованных спа­ сено, Анна полюбила Юрасова и, имея возможность вернуться к белым, остает­ ся с ним—«ах ты, большевичка моя, рас­ прекрасная», восклицает влюбленный ко­ миссар. На этой канве и разыгрываются любовные похождения «большевиков» и офицеров. Женщины Дорохова таковы: вот «ра­ ботающая в губкоме» большевичка Бер ­ та, которую «беспокоит»— «длинный одинокий волос на родинке» (стр. 5), у которрй «самое ценное—письма и фото­ графии матери» (стр. 58) и которая лю­ бит слушать стихи военкома Юрасова;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2