Сибирские огни, 1929, № 5
Изуверское упорство и сила аскетически настроенных «ревнителей по ста рине», отступает перед всесокрушающим напором Октября. Подвижничество с той и с другой стороны даются мной, как бытовая черта русского народа, — зна комая нам задолго еще до времен Аввакума. Пчеловодный и мараловодческий колхоз (один из первых колхозов, зародив шихся на Алтае), показанный мною в момент организации в первой книге рома на ,—в о в т о р о й б у д е т д а н , к а к о п о р н ы й п у н к т п о п р о д в и ж е н и ю культуры в за коснелую, кулацко-кондовую алтайскую деревню. Я не собираюсь дать штампованный тип колхоза, переделывающего, по чу десному мановению, жизнь старой деревни. И в конце 1928 г. кержаки—герои моего романа—далеко не все еще научи лись петь «Интернационал», не все еще выбросили портреты «восударя» и «восу- дарыни» из красных углов, но новый быт уже чувствуется в Черновушке. Я собираю также материал для давно задуманной повести «Чело—казаки» (выкрещенные киргизы). Живя в районе «деятельности» в прошлые времена христианских миссионе ров, недалеко от известного в Семипалатинской губернии Миссионерского Стана, я чрезвычайно заинтересовался «методами», которыми насаждали христианство среди сибирских туземцев вообще и казаков (киргизов) в частности. Интереснейший и мало показанный в художественной литературе быт этого народа, «ыне строящего социализм, убеждает меня, что поднять пласт, давностью, примерно, в четверть века, не только интересно, но и не бесполезно для сравне ния и самой культуры и методов ее насаждения раньше и теперь». чТакова пятилетка Е. Пермитина. В. Заводчиков сообщил, что в ближайшие два года он намерен закончи работу над стихотворной повестью «Возникновение города». В повести рассказы вается (хроникально) о возникновении и росте столицы Сибири—Новосибирска. Начерно повесть написана, отдельные главы ее печатались в журналах «Земля Со ветская» и «Сиб. Огни». «За эти же два года,—пишет Заводчиков, — я намерен написать повесть,— в прозе, — «Мемуары Георгия Еселева». Вещь уже начата (написано около 3-х ли стов). Переход на прозу у меня сопряжен с глубокими трудностями и, в связи с этим, мне долго не придется печататься». Поэт А. Мисюрев утверждает, что больше всего его интересует стройка. «Я хотел бы,—пишет он,—осветить стройку с совершенно новых точек зрения, хотел бы поднять пласты таких тем, по которым еще не прогулялись се кретари редакций. Я хочу доказать необходимость и полную возможность переделки людей. Стихотворная проза меня не удовлетворяет. Овладеваю прозой». — «Я считаю, — пишет М. Никитин, — наиболее пафосным произведени современности то произведение, которое приобрело широкую известность под именем Пятилетнего Плана развития народного хозяйства. Поэтики на страницах журнальчиков стараются, за соответствующие гонора ры, воспеть Пятилетку. Это, конечно, смешное и ненужное дело. У Пятилетки язык красноречивей, чем у поэтов. К концу пятилетки республика должна производить 20.000.000 тонн хлеба и 10.000.000 тонн угля. Цифры энергичнее рифмованных слов. Нужно не воспевать Пятилетку, а помогать ее осуществлению, борясь с бю рократами, рвачами и лентяями, с врагами пятилетки. Писатель может бороться с бюрократом, высмеивать его в своем рассказе, повести, романе, затаптывая его в грязь, делая непереносимым и отвратительным самый образ оюрократа. Нужно не воспевать, а обличать. К сожалению, у нас часто бывает, что к обличительным произведениям приклеивают я р л ы к политической невыдержанности. Это ошибка. Классическая наша литература была сильна обличительной тен денцией. Эта тенденция должна возродиться в современной литературе. Разумеется, чтобы получить право на критику на обличение - писатель не должен б ы т ь чужеродным телом в организме республики. Иначе критика вы разится в подхихикивании. Я — за обличительную литературу и хочу ее делать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2