Сибирские огни, 1929, № 5
Топорова показывает, что эго еще вопрос,— *ояу кого воспитывать. Если десятки кри тиков из самых авторитетных издании будут приходить в восторг от романа о колхозе иди от рассказа об аборте, а кучка колхозников скажет, что роман совсем не похож на правду, или врач заявит,"Что такой «подход» к аборту немыслим,— ясно,— не кри-~ тики нравы. То же следует сказать и относительно общего построения произведения. Читателя интересуют судьба героев, исход их дел, сами по себе, непосредственно. Если не ин тересно— он не станет за ними следить. Поэтому недостаточная связанность, слабость мотивировок его отвращают от книги. Мы видели, как коммунары отозвались о «Парти занах» Вс. Иванова, Для литературоведа (критик всегда до известной степени лите ратуровед, хотя бы потому, что он много читает) все возможные построения художе ственных произведений сводятся к нескольким, не очень многочисленным схемам, как и приемы характеристики героев и многие,детали произведения. Некоторые из них го товы объяснять даже всю литературу, как -ряд известных приемов. Для них невольно на первом плане вопрос: как это сделано. Вопрос, конечно, законный, поскольку художе ственное творчество, в известном отношении,— мастерство, даже ремесло. Писатель то же часто чувствует в себе именно мастера.. Читатель тоже ощущает это мастерство и умеет его оценить— по-своему, конечно,— но он чувствует также, что не все дело в нем. Пример— тот же Иванов. Он числится в мастерах; это дело нарочито подчеркива ется. А вот в его «Партизанах» коммунары находят только «смехульки». А сколько подобных замечаний ими сделано о другах произведениях, да и вообще приходится слы шать от читателей этого типа! В 1928 г. появилось в журналах много повестушек о Лермонтове, так много, что одну из них автор назвал даже порядковым номером*) ; этот интерес к живому историческому человеку увенчался четырехсполтинным тыняновским «Вазир-Мухтаром». Очевидно, все это хорошо сделано и считается интересным, если усердно преподносится публике. Вряд ли будет ошибкой сказать, что для здорового чи тателя .самое интересное в Лермонтове— автор «Демона», «Героя нашего времени», не повторимый по своей оригинальности лирик, в Грибоедове— создатель «Горя от ума». Что поручик Лермонтов был капризен, обладал неукротимой половой энергией, мог до ходить до высоких степений хулиганства— «то может представлять интерес только в связи'С первым. A is этих повестушках (исключая, разве, «Поэт и чернь» Сергеева-Цен- екого) именно и воспевается вышеуказанный поручик Лермонтов. Чехов, проезжая по Уралу, сделал такое наблюдение: «Больше всех нравится в здешних краях Сибиряк-Мамин, описывающий Урал. Онем говорят больше, чем о Тол стом»**). В 3 Л” «Сиб. Огней» за. 1929 г. в отделе «Хроника искусства» есть статей ка «Что читают»— о результатах обследования «запросов и вкусов профсоюзного чита теля» в Омске. Среди 14 наиболее популярных авторов имен сибирских (вернее, вы шедших из Сибири) писателей, уже признанных критикой мастерами, введенных в Школьные программы и этим поставленных рядом с Толстым и Горьким,— нет. Сопо ставление любопытное. А вот Кэрвуд на втором месте, сразу после Горького. Доказывай те, что романы Карвуда— нездоровая нища,— читатель «проголосует билетами», а что социальная ценность этого писателя равна нулю, читатель и сам знает. Единственно возможное— заменить Кэрвуда другим Кэрвудом, социально-ценным. Мы очень неосторожны в литературных вопросах. Если какое-нибудь произведе ние одобрено критикой в центре, мы готовы ввести его в школу, в программу для по ступающих в ВУЗ’ы. Но ведь, может быть, мы даем книгу неинтересную, такую, что чи тать ее будут, скрепя сердце; может «быть, эта книга, кроме того, еще искажает дей ствительность. Зато она воспитывает, учит? Как иногда обертывается в сознании чита теля то, что принято считать агитацией, показывает любопытнейший отзыв одного из *) Тринадцатая повесть. **) Письма, т. Ill, XXXV I.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2