Сибирские огни, 1929, № 5
Это мнение не присяжного критика, а просто читателя. А одной начинающей писатель нице, утверждавшей в каком-то рассказе, что врачи но женским болезням в душе «-се ладоны и циники», он писал: «Гинекологи имеют дело с неистовой прозой, которая вам даже не снилась...», «кто вечно погружен в прозу, тот страстно тоскует по поэзии». Чи та/гель-врач не хочет простить беллетристу, который взялся говорить о специальных вопросах, а разбирается в них хуже читателя-специалиста. Колхозники из «Майского Утра» не прощают Панферову его слабого знания колхозной жизни. В качестве роди телей и просто людей, все время наблюдающих ребятишек, они не хотят слушать рас сказов Анучиной о детях, потому что она не знает детей. Это значит, что писатель должен знать ту область жизни, которую он изобра жает, не хуже, во всяком случае, тех, кто этой жизнью живет и ее создает. В наше вре мя жизнь— это работа. Отсюда—знание предполагается не любительское, дилетант ское— со стороны, а знание работника, строителя или, во всяком случае, настоящего наблюдателя-исследователя, хорошо к этому подготовленного. Теперь в моде учиться у классиков. Только-что высказанную мысль можно ил люстрировать примерами и из классиков и из новых писателей. Когда Пушкин писал «Капитанскую дочку», вряд ли кто в России знал о пугачев щине.больше, чем он. А вот Каменский, написавший роман «Пушкин и Дантес», вряд ли в такой же степени знал пушкинскую эпоху. Чехов был врач, интеллигент; более 4 лет он прожил в деревне, входя, как врач, даже в интимную жизнь крестьян, не говоря уже об общественной работе (постройка школ и т. д.). Его врачи, интеллигенты, лирики— ясны и живы, а крупная буржуазия очень бледна («Три года»), пролетарий же («Не веста») совсем бесплотен. Гарин был инженером; в его «Инженерах» великолепно изо бражена постройка железной дорога, и эта «сушь» читается с интересом. Даже в такой, казалось бы, голой фантастике, как «Демон» Лермонтова, скалываются изрядные све дения по демонологии*). Есть книжка хорошего сов|>еменного писателя Огне,ка «Днев ник Кости Рябцева». Она надолго останется в литературе, как живая, детальная карти на жизни средней школы в переходный период. Кое-что из материала, данного Огневым, использовалось даже «Учительской Газетой». Огнев продолжил историю своего героя, напечатав («Новый мир», 1928) его дневник под заглавием «Костя Рнбцев в Вузе». Но если в первом произведении школа вся перед нами, то во втором ВУЗ, собственно говоря, сбоку-принеку. Огнев, кажется, работал или работает в школе 2 ступени. Все это не зцачит, конечно, что по «Инженерам» можно научиться строить же лезные дороги, а по дневнику Кости— практически изучить школьное дело. В «Настоя щем» (1928, 10, Редакц. блокнот) один из читателей сетует: «В результате, прочтя «Цемент», я не знаю, как восстанавливаются цемэйводы». Но если бы этому читателю дать в руки книгу, из которой, действительно, можно во всех подробностях узнать, как восстанавливаются цемзаводы, то еще вопрос, сумел ли бы он ее прочитать (разве толь ко он окончил соответствующий ВУЗ). Кто же может оценить художественное произведение с этой точки зрения:' Кри тик? Но критик— спец своего дела, лингвист, литературовед и т. д. Ему нужно принад лежать к направлению, воевать с другими критиками,— хлопот полон дот. Да и не для критиков творится художественная литература. Нужно обратиться к читателю. Как/ Это сложный вопрос. Опыт, хоть и небольшой, уже есть. Но,, во всяком случае, обра щение это, как мне кажется, не должно ставить читателя в положение^ заправского кри тика. специальность которого— «критиковать»; во-вторых, такое обращение вряд ли стоит делать с целью воспитать читателя, организовать его мнение и т. д., и т. д. Опыт *) Это в своем роде целая «научная область». См., напр., инте'ресную (а для антирелигиозников и небесполезную) книгу Амфитеатрова «Дьявол». (Сочин. т. XVIII, изд. «Просвещение»). Немало сведений по этой части соорано у Лескова. Эту «естественную историю чертей» Лермонтов, ■идимо, знал/
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2