Сибирские огни, 1929, № 5
VI. Не стоит много говорить о том, что коммунары ценят художественное произве дение в полную миру в том только случае, если оно их. захватывает всецело, до радо стного или горестного сочувствия героям, даже до слез над их судьбой. Думается, ото привлекает к художественной литературе и всякого нормального читателя. Разнообра зие вкусов (если можно употребить такое слово) здесь очень велико. Мне случалось на блюдать, как затихала и настораживалась рабочая молодежь при чтении сцены убий ства из «Преступления и наказания»; как. она с затаенным дыханием и со слезами на глазах слушала некрасовский «Мороз— Красный Нос»; но было однажды и так, что сои Раскольникова (как убивают лошадь) вызвал взрывы веселого смеха, перешедшего в буйный хохот, когда лошадь стали бить ломом. Правда, это было только один раз, но все-таки было. Здесь много зависит от социального положения читателя, уровня его развития, случайных настроений— и т. д., и т. д.*). Попадаются и вовсе невосприимчивые к поэзии люди. Не мешает, впрочем, от метить, что, говоря о понравившихся им лирических произведениях, коммунары ука зывают на физическое впечатление, какое они производят: «мурашку под кожу стих запутает»; «песенка интересная.... просто не нарадуешься на нее всем телесным поло жением»; «слова все до одного к телу прилегают» («С. 0.», 28, 5). Это же, впрочем, иногда говорится и о художественной прозе. В некоторых руководствах по теории поэ зии (например, Овсянико-Куликовского), обращается внимание на способность худо жественного произведения оказывать именно такое влияние на читателя, на физиоло гическую сторону лирической эмоции. Упомянутое сейчас захватывающее действие художественного произведения ока зывает еще значительность содержания. Коммунары употребляют иногда слова «науч ная» книга в приложении к беллетристике, понимая их буквально: книга которая учит (Например, «Два мира»). Учит же книга, заставляющая о чем-то задуматься, что-то обсудить и решить, или открывающая какую-нибудь новую сторону жизни. Книгу, за девшую за живое, обсуждают но целым дням, даже за работой. «II ума от этой книги у людей прибавится». Ума действительно прибавляется: женщины, никогда не умев шие передавать то, что они слышали, теперь начинают пересказывать не только слы шанное в школе (беллетристику), но и довольно сложные доклады. Хорошая книга за ставляет задумываться и о таких вещах, о которых человек не думал до того, хотя и видел их. «Было}’ нас восстание,—говорит одна коммунарка,— но меня это не каса лось. Людей где-то били, казнили. Моему сердцу было ни холодно, ни жарко. Послу шала эту книгу и— буду понимать и жалеть страдающих людей. Ясно теперь мне ста ло, что много нашего брата— мужчин, женщин и детей— змлегло в бою с Колчаком, за свободу. Буду теперь знать, что свободу эту надо понимал, и беречь» («С. О.», 2 <, Г>). «Ташкент г*род хлебный» и «Правонарушители» заставляют задуматься о страданиях детей: «Горька жизнь многих детей. Только к чему это детское горе? Над этам надо раздуматься». («С. О.», 27, 6 ). Но книга ценна только тогда, когда она именно учит, заставляет думать. 1 о.и>ко в Таких случаях хочется сказать писателю: «Эх, брат, хорошо ты написал, да мало. Еще от ума твоего хочется послухать («С. 0.», 28, 1). Но в книге все может быть пр хорошему: и язык ясный и правильный, и события возможные, и мысли полезные, л эсе-таки «ничего на рассказ не обращаешь внимания. Молодым нужен он. Ложно по читать. Может, кто и послушает. Но можно и не читать». (Об «Яшке-таежнике» 1уш- карева, «С. 0.», 28, 1). Правильно, знаем, о чем тут разговаривать, л 1 о г о л я л « 1 а- *) Один рабфаковец (парень очень музыкальный ) , имеете с инт'рпесно. ли на «Демоне» (в Москве), так выражал свое впечатление. «О ie Плохо только, что не говорят, а только поют. Да и музыка мешает».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2