Сибирские огни, 1929, № 5
вой советской деревни и ее живых людей во всем их многообразии. Книга Панферова проста и вместе с тем глубока. Его тема— борьба за артель, борьба за коллективное хо зяйство. Панферов умело и тонко показывает расслоение деревни*) и т. д., и т. д. Это знание писатель приобретает только изучением, непосредственным наблю дением действительности. «Гражданская война— бушующее море. Видел его писатель, оттого так черно и изобразил». («С. О.», 1928, 1, о Зазубрине). Но как только дей ствительность уходит из поля непосредственного наблюдения,— начинается падение писателя. Это отмечено о Мухачеве, а о Сейфуллиной один коммунар высказался даже с гневом: «Не топчи, чорт тебя побери, свой талант по тротуарам Москва, а поезжай туда, где ты писала о Гр. Пескове и Мартынове». («С. О.», 1927, 6 . «Виренея» рав носильна смерти рядом с «Правонарушителями»). Это, между прочим, наводит на некоторые мысли о значении «центра» для писа теля. Конечно, если писатель хочет госиздать ссон, без Москвы ему не обойтись. А остальное? Не только по недостатку знания писатель грешит против жизненной правдиво сти. Иногда это делается намеренно, вцелях агитации. Напр., «бывают писатели, ко торые чересчур расхваливают мужиков. Напр., JI. Толстой». («С. О.», 1928,'2— но поводу «Награды» Анова). Пользу агитки коммунары признают— но не для себя, а для какого-то менее развитого читателя. Сами они— народ необразованный, мало или во все не учившийся, но не мало повидавший, поездивший и походивший по России, по бивавший на разных фронтах, хлебнувший, видимо, довольно лиха, Таковы теперь все рабочие и большинство крестьян, постарше, разумеется. II для себя они хотят правды. «Два мира»— хорошая книга, цо «белого зверства много, а красного мало. А то все красные у Зазубрина какие-то очищенные, свеженькие». («С. О.», 1928, 1). Комму нары видали роговцев, знают, что «наши ходили Китай усмирять. Так же гадились над народом, как чехи и французы». Подчас агитационное усердие писателя вызывает и насмешку. Слушая рассказ Караваевой «Рыжая масть», коммунары не поверили его концу: «коммунары убьют вора, ежели поймают, а у ней они не убили конокрада. Пой мали и простили. Будто у ней нет таких слов, чтобы правду сказать». А одна из слуша тельниц добавила: «Хоть неправильно написала, но доказала, что коммунары созна тельные, а одноличники— разбойники». («С. О.», 1927, 6 ). «Анов рисует нам мужика таким, каков он есть. Это честно и благородно.... Излишнее хваление деревне не нужно» («С. О.», 1928, 2**). Новый читатель требует*, чтобы писатель уважал его и не пы тался воспитывать детскими, примитивными способами. Он не боится смотреть правде в глаза, умеет делать из нее надлежащие выводы, потому что он сам видел и перенес многое. Нередко он чувствует себя более развитым в общественном отношении, чем пи сатель— и часто вполне справедливо. Мне кажется, в этом отношении очень показатель но мнение одного из коммунаров о «Двух мирах»: «По человеческому чувству, мне чувствительны страдания и белых и красных. Но идея белых— заблудящая. И жалеть их нельзя... II революционный человек будет жалеть несчастных белых, но по обязан ности революционера, будет и крушить их». Сноеоб выражения здесь не совсем «иде ологически выдержан» (идея, обязанность революционера), но сама мысль заслуживает большого внимания. Такому читателю подсказывать не нужно: некоторым писателям он сам сумеет подсказать. Знания действительности, строгого и точного отношения к ней, уважения к чи тателю— вот что в первую очередь требуют от писателя коммунары из «Майского Утра», а вместе с ними и все новые, воспитанные революцией читатели. *) «На литер, посту», 1928. 9. А. Исбах. «О живом человеке нашей деревни» **) См. также «С, О.», 1927, 6, «Хао-Чан» Сорокина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2