Сибирские огни, 1929, № 5

кому-то угодить— вот что вернее и надежнее всего говорит о читателе. Именно это и дают нам возможность наблюдать залией о чтениях в коммуне «Майское Утро». Выше говорилось о том, что представляют, как читатели, коммунары из «Май­ ского Утра», выяснилось также, почему важно изучение читателя вообще, а такого— в особенности. Интересе®, конечно, не статистический обзор: какие именно художе­ ственные произведения коммунары одобряют, какие нет. Гораздо ценнее установить общие основы их суждений, выяснить требования, пред’являемые к писателю новым читателем. III. Чего же требует от писателя и его произведения новый читатель ? Говоря об атом, придется повторить не мало такого, о чем каждый сочтет себя в праве заметить: кто же этого не знает? Но иногда не мешает возвращаться к «об­ щеизвестному». В некоторых религиозных сектах существует воззрение, что для че­ ловека, достигшего «высших степеней духовного совершенства», необязательно соб­ людение обычных заповедей. Если, напр., 'прелюбодействовать (развратничать) для среднего верующего— грех, то для такого «совершенна» это вполне позволительно, даже хорошо, потому что женщина близостью с ним освящается. Вот в таких слу­ чаях полезно повторять зады. Как выше отмечено, т. Топоров указывает, что крестьянская критика в первую голову направляется по линии правдоподобия; «правдоподобно ли изображенное писа­ телем», бывает ли м может ли так быть в действительности? «Сразу видать, что в рассказе списано всамделишное», говорят коммунары е «Правонарушителях» Сейфуллйной, но тут же одна из женщин добавляет: «Торговка шлепает его (Гришку) по затылку. Неправда это, Торговки таких хулиганов, как Гриш­ ка, сам на базаре сторонятся, а не то, что бить их. Такого большого не ударит торгов­ ка: он даст сдачи» («С. О.», 1927, 6 ). О пьесе «Виринея» той же Сефуллиной гово­ рится еще резче: «Таких дуроплясо®, как Магра, не бывает. Врет она, пиеателына, что так умирал» («С. О.», 1927, 6 ). Особенно за неправдоподобие досталось «Бру­ скам» Панферова. «Роман о колхозной жизни, но я, колхозник, ничему в нем не верю. Глядите: на другой год у «Брусков» приобретен трактор, и бабы начали жирнеть, пол­ неть!.. Конечно, врет! Факт: мы живем в коммуне— скоро девять лет,— а ш» одна еще баба не пополнела» и т. д. («Наст.», 1929, 2 ). Эта неизменная .чуткость к правдиво­ сти малейших деталей ни на одну минуту не ослабевает. Роман Зазубрина «Два мира» произвел на коммунаров впечатление, которое довольно слабо можно выразить сло­ вом^— «потрясающее». Казалось бы, некогда думать о погрешностях, но замечания и тут есть, даже такие вот мелкие: «В Молебне» на последе сказано: «а колокол все лгал». Неправильно. На торжествах не звонят « один колокол, а во много колоколов» («С. 0.», 1928, 1). •У Пушкина («Притча»): Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас кисть, исправился художник... Все помнят это стихотворение. Пушкин хотел сказать, что в литературе неко­ торые (здесь— Надеждин) берутся судить о том, чего не понимают, а понимают они очень мало: не выше сапога. Но указание на ошибку в обуви художник все-таки при­ нял «к исполнению». А выше сапога идут, положим, брюки и толстовка; стало быть, кто-кто, а портной указать здесь может. Картина; может быть портретом, пейзажем; лю­ ди, и.юбраженные на ней, могут что-нибудь делать. Если портрет, то многие имеют пра­ во на суждение; если человек что-нибудь делает, то всегда есть спецы этого дела.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2