Сибирские огни, 1929, № 5
кому-то угодить— вот что вернее и надежнее всего говорит о читателе. Именно это и дают нам возможность наблюдать залией о чтениях в коммуне «Майское Утро». Выше говорилось о том, что представляют, как читатели, коммунары из «Май ского Утра», выяснилось также, почему важно изучение читателя вообще, а такого— в особенности. Интересе®, конечно, не статистический обзор: какие именно художе ственные произведения коммунары одобряют, какие нет. Гораздо ценнее установить общие основы их суждений, выяснить требования, пред’являемые к писателю новым читателем. III. Чего же требует от писателя и его произведения новый читатель ? Говоря об атом, придется повторить не мало такого, о чем каждый сочтет себя в праве заметить: кто же этого не знает? Но иногда не мешает возвращаться к «об щеизвестному». В некоторых религиозных сектах существует воззрение, что для че ловека, достигшего «высших степеней духовного совершенства», необязательно соб людение обычных заповедей. Если, напр., 'прелюбодействовать (развратничать) для среднего верующего— грех, то для такого «совершенна» это вполне позволительно, даже хорошо, потому что женщина близостью с ним освящается. Вот в таких слу чаях полезно повторять зады. Как выше отмечено, т. Топоров указывает, что крестьянская критика в первую голову направляется по линии правдоподобия; «правдоподобно ли изображенное писа телем», бывает ли м может ли так быть в действительности? «Сразу видать, что в рассказе списано всамделишное», говорят коммунары е «Правонарушителях» Сейфуллйной, но тут же одна из женщин добавляет: «Торговка шлепает его (Гришку) по затылку. Неправда это, Торговки таких хулиганов, как Гриш ка, сам на базаре сторонятся, а не то, что бить их. Такого большого не ударит торгов ка: он даст сдачи» («С. О.», 1927, 6 ). О пьесе «Виринея» той же Сефуллиной гово рится еще резче: «Таких дуроплясо®, как Магра, не бывает. Врет она, пиеателына, что так умирал» («С. О.», 1927, 6 ). Особенно за неправдоподобие досталось «Бру скам» Панферова. «Роман о колхозной жизни, но я, колхозник, ничему в нем не верю. Глядите: на другой год у «Брусков» приобретен трактор, и бабы начали жирнеть, пол неть!.. Конечно, врет! Факт: мы живем в коммуне— скоро девять лет,— а ш» одна еще баба не пополнела» и т. д. («Наст.», 1929, 2 ). Эта неизменная .чуткость к правдиво сти малейших деталей ни на одну минуту не ослабевает. Роман Зазубрина «Два мира» произвел на коммунаров впечатление, которое довольно слабо можно выразить сло вом^— «потрясающее». Казалось бы, некогда думать о погрешностях, но замечания и тут есть, даже такие вот мелкие: «В Молебне» на последе сказано: «а колокол все лгал». Неправильно. На торжествах не звонят « один колокол, а во много колоколов» («С. 0.», 1928, 1). •У Пушкина («Притча»): Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас кисть, исправился художник... Все помнят это стихотворение. Пушкин хотел сказать, что в литературе неко торые (здесь— Надеждин) берутся судить о том, чего не понимают, а понимают они очень мало: не выше сапога. Но указание на ошибку в обуви художник все-таки при нял «к исполнению». А выше сапога идут, положим, брюки и толстовка; стало быть, кто-кто, а портной указать здесь может. Картина; может быть портретом, пейзажем; лю ди, и.юбраженные на ней, могут что-нибудь делать. Если портрет, то многие имеют пра во на суждение; если человек что-нибудь делает, то всегда есть спецы этого дела.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2