Сибирские огни, 1929, № 5
Ec.ni в 5 пункте вместо слова «сельско-хозяйстаенного» вы 'будете подставлять другие, наир., транспортного, индустриального и т. д., и т. д., то в остальных пунктах но надо будет менять ни одного слова. Мы получили характеристику нового читателя, растущего в городе и деревне, отчасти уже выросшего там и здесь. Деревенский чита тель т. Топорова, по существу своему, тот же городской, фабричный, заводский чита тель и отличается от них тем же, чем они друг от друга: формой и направлением своего труда. Очевидно, что мнения коммунаров «Майского Утра» имеют гораздо более широ кое значение, чем то, которое выражено, в заголовке:. Деревня о... Поэтому к ним нужно прислушиваться, их следует изучать. II. Мысль о необходимости изучения читателя в последнее время выдвигается до вольно настойчиво. И это правильно. Ведь, собственно говоря, художественного произ ведения не существует, пока его никто не прочитал, или оно существует, как пачка бу маги. Есть, конечно, произведения, которых при жизни писателя не понимают, кото рые в полную меру оцениваются только следующим поколением*). 'Гак было, напр., с Пушкиным, так было с первыми поэтами-рабочими. Но это потому, что поэт сам принадлежит к «будущему поколению», т.-е. к той общественной группе,, которая в данный момент не имеет влияния и незаметна, и займет господствую щее положение только «последствии. Поэт может считать себя окруженным глухой сте ной непонимания и вражды, но всегда есть группы в обществе, которые его ценят, пони мают и передадут свои подощания и оценку дальше. Пушкину должно было казаться, что он умирает одинокий и непонятый, а в это время около его дома толпились тысячи людей, прг&утствие которых говорило обратное. Полного, совершенного непонимании какого-нибудь писателя, непонимания, исправленного только отдаленным потомством (в четвертом, что ли, «поколении»), как кажется, не встречается в истории литера туры. Я говорю, разумеется, о массовом читателе, а не о спецах и гурманах, которые и теперь способны смаковать Сумарокова. Как же изучается читатель? Раньше для его изучения, конечно, ничего не делалось. Рыночный спрос во вни мание (вернее, в расчет) принимался, но почему спрашивали ту или иную книгу, мало кого интересовало. Но и теперь обстоятельных систематических работ о вкусах и тре бованиях читателя что-то не видно. Правда, довольно правильно и тщательно ведется учет и отчет о том, что читается в библиотеках. Часто даже публикуют в печати, что вот, мол, на первом месте стоит М. Горький, а на втором Кэрвуд, и это очень плохо, потому что Кэрвуд— писатель буржуазный, авантюрный, вредный и т. д. Почему, од нако. так. любят Кэрвуда? Кроме того, библиотека (как и издательства) не только снаб жает читателя книгой: она и «подсовывает» ему ее. Очень легко в библиотеках найти трогательную историю о том, как застрелился стопроцентный революционер-комиссар, которому пришлось казнить изменпика-командира (своего бывшего воспитанника), спасшего контрреволюционера-дядю (контрреволюционера., примерно, того же калибра, как Колчак). А вот рассказ о подлинном революционном героизме общественных ни зов, героизма,без красивых слов, но тем 'более захватывающем и заразительном, полу чить значительно труднее. Более надежный, казалось бы, путь изучения читателя— его отзывы о книге, которые он пишет, или по просьбе 'библиотеки, или в журнал, по приглашению последне- *) «Поколение»—термин, конечно, неудачный, ничего или почти ничего не дающий в наше время, так же, как подразделения: 60-е годы, 80-е годы. Но термины эти еще не изжиты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2