Сибирские огни, 1929, № 5

Эти замечания нисколько не умаляют ни самой работы т. Топорова, нн значе­ ния его отчетов о ней. Тов. 1опоров— не регистратор и собиратель, а общественный работник, руководитель. Невелика была бы цена его работе, если бы он только читал, слушал, что окажут, и записывал, а свои знания, уменье, опыт держал лишь для домаш­ него употребления. Деревня его, по уровню литературного разлития, конечно,— не ти­ пичная русская деревня. Но это говорит только о том, что ее показания нужно рас- 1 сматривать как-то иначе, чем рассматривает их в своих пояснениях сам т. Топоров. Коммунары из «Майского 1 Утра»— глубоко деревенские люди. Их представления все время вращаются среди предметов крестьянского труда и обихода. Их наблюдатель­ ность по отношению к окружающей природе— та самая удивительно-точная К|>естьян- ская наблюдательность, которую отличал еще I'. Успенский («Власть земли**). Речь их густо пересыпана сочными сибирскими словечками. II все-таки типичные ли они крестьяне? Большинство крестьян до сих нор— мелкие собственники. Это определяет их пси­ хологию и притом настолько прочно, что даже, поступив на фабрику или завод, они долго ее-сохраняют. Это обстоятельство постоянно приходится вспоминать и напоми­ нать, когда всплывают 'какие-нибудь недочеты, напр., в труддисциилине. И вот следов этой-то мелко-собственнической, индивидуалистической психологии и не встречаем мы в рассуждениях коммунаров из «Майского Утра». Даже самый факт своих бесед они охотно понимают, как дело общественно нужное и ценное. Какую же читательскую квалификацию можно присвоить топоровским коммуна­ рам? Если мы соберем воедино их признаки, то получим, примерно, вот что: 1. Это люди, обладающие довольно обширным знакомством со старой и нов художественной литературой. . 2. У них есть некоторые теоретические сведения о литературе. 3. Они любят художественную литературу, чтение, стало для них привычкой, да­ же потребностью. 4. Они мерят достоинство художественного произведения своим непосредственным впечатлением: нравится— хорошо, не нравится— не станут и слуша/гь. Они, повидимому, до известной степени подчиняются своему руководителю в методе и порядке разбора; возможно, что и самый подбор образцов, зависящий от -руководителя, оказывает свою долю влияния на их вкусы, но своей оценки они не уступают, и в этом им даже М. Горь­ кий не указ,**) • 5. Эти л 1 Ьди определенного, именно сельско-хозяйственного труда. Этот труд наполняет их жизнь, он и его обстановка обусловливают их отношения ко всему, в том числе и к литературе. Они чувствуют себя хозяевами своего дела, но они не мел­ кие собственники-индивидуалисты: они общественники, коллективисты. 6 . Когда коммунары прослушали «Спекторского» Б. Пастернака и ничего в нем не поняли, то раздались вот какие мнения: «Крестьяне платят налог, а государство из него платит вот за какую дрянь» (Шитиков, Д. С .); «Эти стихи— расхищение государ­ ственного состояния» (Тубольцев, И. П .); «Взыскать с автора в пользу государства псе, что он получил за эти стихи!» (Носов, М. А.); «Конфискован, у него имущество!» (Шитиков***). Оценка коммунаров ни для кого не обязательна. Но говорить'так мо­ гут только те, кто сознает себя хозяином не одного своего маленького дела, а всей жизни. *) По поводу сравнения в «Брусках* Панферова. «Жизнь ■ прошла, как ястреб, на колу повернулся» один из коммунаров (И. А. Стекачев) сказал: «Най-. ди-ка, попробуй, ястреба на колу» («Настоящее», 1929, 2). Коммунар знает, где са­ дятся и где не садятся ястреба, а вот Панферов, видимо, нет. **) Коммунарам не нравился Пришвин. Когда А. Топоров сказал им, что М. Горький хвалит Пришвина, они ответили: «Ну, и пущай ему Пришвин нравится, а нам вот сам Горький нравится, а Пришвин—нет». («С. О», 1927, 6). ***) «С. О.» 1928, 5. 10 л. «Сиб: рские Огни»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2