Сибирские огни, 1929, № 5
Одншко, главный интерес, в записях т. Топорова имеет другая сторона, которую он сам особенно подчеркивает. В них выражены требования, которые пред’являет к художественной литературе читатель-крестьянин, они выявляют критичесжое лицо де ревни. Для нашего времени это, конечно, важно. И вот с этой-то точки зрения и будут дальше рассматриваться записи высказываний деревенского читателя. I. В какой мере записи т. Топорова можно считать подлинным выражением крестьян ских мнений о литературе? Ведь они называются очень определенно: «Деревня о со временной художественной литературе... о поэзии». Сразу бросается в глаза, что мы имеем дело не с очень-то обыкновенной де ревней. В записях представлено свыше тридцати современных русских писателей и больше сорока произведений, а всего их прочитано с о т н и . В рассуждениях коммунаров— мы нередко встречаемся с именами Лермонтова, Никитина, В. Гюго, Диккенса и т. д., а иногда и с цитатами из них. Если 'бы такую начитанность обнаружил поступающий в ВУЗ (хотя бы в литературный), экзаменаторы, несомненно, удивились бы. Коммунарам известны и почти всегда к месту употребляются такие термины, как яш, образ, образный (даже иронизируют: «язык не образный, а безобразный»), сцена (не в смысле театральных подмостков) ;.они говорят о том, что писатель «кажет карти ны». В художественных произведениях 'эти слова употребляются так редко, что извлечь их оттуда коммунары не могли; в житейских разговорах слово «образ» не употребляет ся вовсе (разве только в смысле «иконы»), а «тип» обычно применяется в противо положном настоящему значению. Очевидно, коммунары знакомы с основами так называе мой теории словесности, и познакомил их с ними, вероятно, товарищ Топоров (и хоро шо, конечно, сделал). И если в записях говорится, что «крестьянская критика напра вляется по следующим линиям: правдоподобно ли изображенное 'писателем (разумеется, к сказкам это не относится), насколько ощутимо отлиты типы, красив, меток и образен ли язык, задевает ли написанное за живое и остается ли оно в памяти, чему хорошему или плохому' научит деревню данное сочинение» («С. 0.», 1927, 6 ),— то мы, в сущ ности, не знаем, сама она направляется по этим лилиям или ее кто научил этому? А отсюда, естественно, возникает и вообще вопрос о влиянии мнений руководителя на суждения его аудиторги. Руководитель, особенно если он образован, даровит, да еще энтузиаст (вес это, ловидимому, есть у т. Топорова), иногда подчиняет себе руководи мых, сам того не замечая. И действительно, следы влияния и руководства попадаются. В записи о,разборе «Двух миров» Зазубрина упоминается, что т. Топоров составил для себя обследователь скую анкету на 70 вопросов. Какая эта анкета? Литературные вопросники, мне кажется, везде имеют подсказывающий характер. «Разбор «Двух миров»,— говорит т. Топоров,— закончился у нас дискуссией на тему, где Зазубрин сильнее: в индивидуальной или мас совой драме?»*). Самый факт постановки такого вопроса (я, конечно, не думаю, что он был поставлен именно в этих словах) указывает на присутствие в чтениях и бе седах элемента обучения. Еще пример. Есенин, написавший, по выражению т. Топоро ва, «прорву чуши»**), остался во мнении крестьян кактг-то шутом гороховым, пи савшим на непонятном, озорном языке. В отзывах он представлен всего 5 вещами***), но темные стороны его жизни, видимо, известны, известны и его действительно озорные стихи. *) «С. О.», 1928, 1. **) «С. О.», 1927, 6. ***. «С. О.», 1927, Ь, 1928, 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2