Сибирские огни, 1929, № 5
Я. ТРУНЕВ I Новый читатель (По поводу лит ерат урны х чтений в коммуне „Майское Утро") В нескольких номерах «Сибирский Огней» напечатали подробные сообщения А. М. Топорова о литературных чтениях и беседах в селькоммуне «Майское Утро»*). О дна и з таких сообщений под заглавием «Коммунары из «Майского Утра» критикуют роман о колхозе, т.-е. «Бруски» Панфе^рова,— помещено в журнале «Настоящее» (1929, № 2 ). А. Топоров в течение .ряда лет прочел коммунарам «сотни художественных про изведений умерших и современных писателей— русских и иностранных». Критические замечания крестьян, как он говорит, часто поражали его своей глубиной и самобыт ностью, и он решил «придать своей работе но собиранию отзывов крестьян о писате лях несколько упорядоченный характер». Критическим суждениям была поставлена оп ределенная цель: нужно ли данное произведение для деревни, годится ли оно для иве? Благодаря этому крестьяне чувствовали, что говорят не впустую, а это очень важно. Меркой же нужности и пригодности был признан вкус самих слушателей; таким образом, свобода.'и непосредственность суждений обеспечивались. Отзывы крестьян т. Топоров тщательно, почти со стенографической точностью, записывал**). Эти-то записи и напечатаны в «Си!б. Огнях» и «Настоящем». Их, очевидно, можно рассматри вать, как своего рода документ, и, как документ, изучать. Эти документы важны в различных отношениях и выводы из них можно делать разнообразные— и теоретические и практические. Вот, например, один. В течете 7 лет т. Топоров— «в порядке» культурного отдыха--познакомил к|*-стьин почти со всем, что есть ценного в даровой литературе, старой и новой; открыл им, другими словами, целую громадную область человеческой культуры. Что сделал один, то могут повторить и другие. Правда, не все учителя находятся в таких благоприятных условиях, как т. То поров (он долго работает на одном месте и, самое главное, в коммуне, т.-е. имеет дело с организованным целым). Есть много и другого в жизни сельского учителя, что может помешать ему пойти по стонам т. Топорова, хотя бы необходимость быть на все руки мастерами и ко всякой бочке гвоздем и обилие начальства***). Но учительские тер нии__дело временное, да и не только учителя могли оы взять на себя такую раооту. Во всяком случае, то, что сделано т. Тороновым, надставляется большим шагом и будущее, светлым обещанием. *) 1927 г., № 6, 1928 г., №№ 1 и 2—«Деревня о современной художествен ной литературе»’; 1928’ г., № 5—«Деревня о современн. поэзии»; 1929 г., № 3— «Сме- х у л ь к и » . **) «Сибирские Огни», 1927, 6. • ***) Не учителям было бы полезно прочесть 2-3 номера «Учительском 1 азеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2