Сибирские огни, 1929, № 5
На Халачьпугоре в этом году был большой с’езд туземцев. Сюда приехали остяки даже с острова Пуйко, затопленного грандиозным разливом Оби. Это были рыбаки. Оленеводы давно угнали своих оленей в дальнюю тундру, на побережья се верных морей. Остяк яа своей «калданной», с долбленым днищем, лодочке представляет со бой замечательное зрелище. На. этой утлой лодчонке он пересекает огромные вод ные пространства. II ухитряется не опрокидываться даже в крупную волну. Опро кидываться ему, вообще, невозможно. Остяки не умеют плавать, они не купаются никогда. Насчет мытья— другое дело. Современный остяк, видимо, считает неизбеж ным мыть руки хотя раз в день. Мы видели, как остяки намыливали руки и, по ливая их водою изо рта, умывали лицо. Молодой остяк, пришедший к нам на теп лоход в судовую лавку, первым делом купил два куска душистого мыла. Остяк по старше, увлеченный сим благим примером, вытащил серебрянный пятиалтынный я, швырнув его на прилавок отчаянным жестом, тоже потребовал себе мыла. Это разительное действие сопровождалось нецензурным выражением. Однако, умывание, вернее— ополаскивание лица и рук не избавляет остяков от грязи в жилищах и дурного запаха. Сырая рыба и плохо выделанные шкуры пахнут резко и удушливо. Долго оставаться в избе невозможно. Мы выбрались на воздух и заглянули в соседнюю избу зырян. Зырянская изба почти ничем не отличается от русской. Разве только ио- тесней и погрязней. Те же неизбежные полати, та же кровать с грудой засаленных яюдушек. Нет только (громоздкой русской печи. Печь сложена на улице, подле избы, из обломков кирпичей, неведомым пу тем попавших сюда, в тундру. Зырянские женщины пекут в этой печи хлеб. Зыряне, пришедшие сюда из-за Урала, сильно русифицированы, соблюдают русские обычаи, носят русскую одежду. Занимаются они теми же промыслами, что и туземцы. Внешне зыряне, на первый взгляд, не отличаются от русских ничем, кроме языка. Запоминаются только глаза. У владельца избы на Халачьпугоре, курчавого черного мужичка, глаза были такие же, как у нашего тобольского лоцмана, синие, прозрачные, светящиеся. Не глаза, а драгоценный камень. К вечеру остяки отдали нам визит. Мы таскали их по теплоходу, показывая всекомещения. Но остяки и здесь ■оставались невозмутимыми. 1олько перед душем и зеркалами они сочли нужным посмеяться вежливым и принужденным смехом. Так смеются дипломаты, когда им показывают то, что их совсем не восхищает, но что нужно хвалить из вежливости. Зато они все время спрашивали: «лавка есть?». Н как только их оставили в покое, остяки тотчас же направились на корму, в судовую лавку. В лаш.е каждый из них купил по три сорта конфет, мятных пряников, цветные яркие pjoaxn, го- довные женские платки, мыла, чаю. И, нагруженные покупками, довольные, гости возвратились в свои чумы. XII. НОЧЬ В ОСТЯЦКОМ ЧУМЕ В гостях у остяка Семена Ивановича Перчеды нам пришлось побывать при несовсем приятных обстоятельствах. Мы «бежали» на моторном катере из Обдор- ска на Халачьпугор, где стоял: наш караван. Поднялся шум, и волны разгкляв шейся Оби начали захлестывать катер. Пришлось итти все время берегом, волиаи остяцких чумов. • й Чумы попадались почти на каждом километре. Остяки прикочевали на oepei в ожидании начала «вонзя». Но вонзь еще не начинался, и остяки пока «калда- нили» у берега.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2