Сибирские огни, 1929, № 5

Впоследствии вокруг Игарского завода вырастет целый лесоэшшатацион- ный комбинат. Здесь предполагается достроить целлюлозную, писчебумажную и другие фабрики по утилизаций лесного сырья. Довольно сибирским лесам расти па­ разитами на теле северной земли! Доказанная опытом целого ряда лет безопасность Северного Морского Пути даст возможность ныне поставить вопрос о расширении работы Комитета Северопути и превращении его из чисто транспортной организации в промышленный комбинат. Карская экспедиция— не только ломовой извозчик, перевозящий грузы других ха органов, но и рычаг индустриализации крайнего ««вера. Исходя из этого, высшие органы реорганизовали прошлой осенью Комитет Северного Морского Пути в акционерное транспортно! промышленное общество. - «Комбинат Северного Морского Пути». В качестве пайщиков общества вступили Наркомторг СССР и Сибкрайисполком, хозяин сибирских лесов и вод. Сокращенное название нового общества осталось прежним: «Комсевероиути». Это крупнейшее событие в жизни Сибирского края— реорганизация Комси- веропути в промышленный комбинат,— прошло почти неотмеченным даже в сибир­ ской печати. Между тем, польза ее очевидна даже незнакомому с деталями дела че­ ловеку*). Новое общество сразу же начало обрастать промышленными предприятиями. Курайские графитные рудники, о которых в свое время, много писалось в нашей печати, тоже передаются ныне Комсевероиути. Первые два года будет производить­ ся обогащения графита новейшими заграничными методами, и только на третий год начнется, экспорт его за границу. Комсевероиути командировал сейчас за грани­ цу специального уполномоченного для изучения условий рынка и постановки грн фитного производства. Обогатительная фабрика на Курейских рудниках начнет строиться с будущего года. Строительство подсобных промышленных предприятий и громадное увели­ чение грузооборота Северного Морского Пути заставляют значительно увеличивать флот Карской экспедиции. Пятилетка Комсевероиути намечает постройку еще двух теплоходов для Оби (кроме «Сибкрайкома» и «Микояна»), количество .гихтеров бу­ дет доведено до 7, а деревянных барж до 15. Для Енисейской част Карской, которая только в этом году начинает обзаводиться собственным флотом, предполагается построить два теплохода по 1000 сил каждый, один пароход на 8 Ш) сил. и 35 барж. В- нынешнем году для Енисея закуплен в Германии буксир­ ный пароход ( «Щетинкин»), и выстроены три баржи.. Пятилетка-,-—что особенно важно,— намечает также создание, собственного морского флота. Это положит конец зависимости Карской экспедиции от фрахтов иностранных судовых компаний. Зверь, рыба, лес, графит— плюс специально приспособленный обширны» морской и речной флот— таковы главнейшие средства, при помощи которых по­ лярная тайга и тундра превратятся в обетованную страну будущего. Грандиозные планы индустриализации крайнего севера Сибири— нова еп> • в будущем, хотя и недалеком. А пока расскажем о текущем дне. *) Еще в 1926 г. С. А. Рыбин в статье «Северный Морской Путь и его зна­ чение в экономике Сибири», напечатанной в журнале «Жизнь Сибири», доказывал целесообразность превращения Комитета Северопути в торгово-транспортно-про- мышленный комбинат. Читатель, интересующийся экономической основой этого во­ проса, найдет в с т а т ь е Рыбина мне го веских доказательств в пользу такого пре- вращ"ния. На значение Северного Морского Пути для промышленного развития Сибирского севера указало даже колчаковское могское министерство в редкой и интересной книге «Статистические материалы, относящиеся к Северному Морскому Пути», выпущенной в 1919 г. в Омске.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2