Сибирские огни, 1929, № 5
представителей администрации или секретаря ячейки проводить профессиональ ное одди| партийное собрание, на лихтерах раздается вопль: — Братцы, шефы приехали! А после доклада о международном положении сыплются необычайные во просы: — Товарищ комиссар, а ] 1 ыбы можно пудика три привезти домой? Нельзя сказать, что шефы хорошо обслуживают культработой свою «де ревню». Правда, сигнальщики иногда «семафорят» флажками новости, полученные по радио. Небольшая теплоходская библиотека обслуживает книгами и «деревню». Но культурных сил очень мало и на теплоходе. Некому вести кружки. Если на са мом теплоходе еще идет кое-какая культработа, то отсталая «деревня» вынуждена довольствоваться только игрой на гармошке. Тихой белой ночью попутный ветерок доносит с лихтеров веселое пиликанье гармошки и топот пляски. Скучающая «деревня» развлекается, как может. V. КАРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1929 ГОДА Огромный караван, который «Сибкрайком» тащит вниз по течению Оби со скоростью 12 км. в час,— лишь небольшая часть Карской экспедиции 1929 г. Лес сплавляется по Оби в первый раз. Этот новый способ транспорта экспортного леса должен значительно удешевить транспортные издержки. В экспорт включаются новые статьи. В этом году впервые с Енисея и Оби вывозятся в Англию слиппера — двойные шпалы английского типа. Слиппера за готовляют Сиблестрест и Комсеверопути на Кети (приток Оби, в Нарымском крае), на Енисее, ниже Карачинского порога, и по притокам Ангары. Оттуда же сплавля ется плотами в Игарку строевой лес. Остальной экспортный груз составляет обычное экспортное сырье Сибири. В обмен на сырье морская часть Карской привезет из-за границы заводское оборудование и машины для лесопильных и иных заводов Сибирского края, запас ные части для с.-х. машин, турбогенераторы для Новосибирской электростанции, медикаменты, газетную бумагу. Размеры импорта Северным Морским Путем тоже увеличиваются, но менее значительно в сравнении с экспортом. В Карской экспедиции этого года участвует (в речной части), свыше 30 су дов. В Обской части участвует теплоход «Сибкрайком ВКП(б)»; новый теплоход, построенный в Германии, в Эмдене— «Микоян»; пароходы «Красноармеец» и «Волга», пять лихтеров и восемь барж. Всего семнадцать судов. Значительная часть этого флота — совершенно новая. Лихтера Л1» 4 и 5 только в июле спущены на воду. Баржи № 1, 3 и 5 построены этой зимой на спе циально оборудованной верфи Комсеверопути на Чулыме. Комсеверопути ныне раз вертывает собственное судостроительство. На лихтере Л» 3 один трюмный отсек приспособлен для перевозки масла, В нем установлен аэро - рефрижиратор. Перевозимое в рефрижираторе масло почти не теряет своих экспортных качеств. При перевозке в изотермических ваго нах и неприспособленных судах температура масла обычно повышается— с 5 до + 5 градусов. Масло,, таким образом, теряет до 10 градусов своей температуры. Ка чество его ухудшается и цена, конечно, понижается. Лихтер Комсеверопути будет первым крупным судном-рефрижиратором на сибирских реках. Количество морских судов, которые идут в этом году к устьям Оби и Енисею, тоже превышают прошлогоднее в несколько раз. В этом году в Сибирь идет 26 судов. В будущем году их прийдет больше пятидесяти. Развитие Северного Морского Пути вызывает необходимость постройки но вых портов на крайнем севере. На Хаманельекой Оби (левый рукав дельты Оби) с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2