Сибирские огни, 1929, № 4
рое Мурашев, подозревающий ее козни, «джентльменски» все же не вскрывает. Ольга бежит на белый бронепоезд, но при взрыве его партизанами гибнет со словами: «Он победил!..» (стр. 281). Го род взят партизанами, появляются части Красной армии. Все же «он»—это не ра бочий класс, это только красавец Мура шев, которого сей демонической сомни тельной девице не удалось завоевать, при чем мотивы ее поступков неясны са мому Ушакову: «С какой целью она это сделала? Возможно, что тут большую роль сыграла...» и т. д. (стр. 67)—автор должен знать цели своих героев... К не достаткам романа относится также неяс ность обрисовки сущности работы пар тии в подпольи при Колчаке: на вопрос партизан, что указывал большевистский комитет, Мурашев отвечает многозначи тельно: «много чего наказывал... я так понимаю, что со свежей головой обмоз говать все это надо» (стр. 27), но к суще ственнейшему вопросу о наказах и роли партии в партизанском движении ни Му рашев, ни другие партийцы, ни автор так и не возвращаются— обрисована момента ми только внешняя сторона подпольной работы. В романе «Зеленая Радуга» Мих. Алек сеев задумал изобразить мелкобуржуаз- но-анархическую стихию крестьянства, которое к первым дням нэпа 1921 г. уже не могло выдержать напряжения прод разверстки и было исполнено растерян ности духа, колебаниями, шатаниями, чем пользовались враги-капиталисты, кото рые говорили: «Лишь бы колебнуть, шат нуть, потом уж покатится»,—взяв при веденные слова из речи т. Ленина на Всеросс. с’езде транспортных рабочих 27 марта 1921 г., как эпиграф. С своей стороны о крестьянских на строениях автор, устами одного из сво их героев говорит:—«Да что крестьян ские настроения! Ведь это радуга пере ливчатая! То белая выпирает, то красная краска. То всеми цветами горит. Кто по трясет мошну иного крестьянина, тот не мил. Для чего бы там ни брал—такому крестьянину все равно... Если ты его мошну не тронешь—терпит тебя. А если к тому же дашь что-либо, так ты будешь мил-приятель для него...» и т. д. «Ну, не все ведь крестьяне такие»,—сомневается собеседник. «Ясно, что не все! Понятно, также и то, что они ни за что бы не вы ступили против советской власти, если бы не голод, недород, агитация врагов, особенно длиногри'вых. Но сложны кре стьянские настроения, одним словом, — радуга. Сегодня то, а завтра другое». Ясно, что это изображение не совсем совпадает с содержанием приведенных слов т. Ленина, и прежде всего сливает в одну массу все крестьянство. Ведь в бе- ло-зеленом движении принимали уча стие одни кулаческие слои деревни и только увлеченная, спутанная агита цией,—что подчеркивал т. Ленин,—часть середняков. В романе же Алексеева эта сторона—происки и заговоры врагов ре волюции—изображена очень неубеди тельно: технический секретарь окружно го комитета партии оказывается бело- бандитом, но о том, как он действует у белых, ничего не говорится,—он из ро мана просто исчезает; эсеровско-атаман ские прокламации примитивно-глупы, а вредитель, технорук и сын б. владельца завода Ярцев— примитивно подл; агитация же «длинногривых» вообще не показана. Таким образом, «напряжение продраз верстки, растерянности духа, колебания, шатания» крестьянства—внутренние при чины тогдашних кратковременных успе хов контрреволюционых ' заговорщиков романом не выявляются. Об’ясняется это тем, что, как и в предыдущих романах, историко-революционное и социальное содержание заслоняется в «Зеленой Ра дуге» приключениями, водонепроница емых и огнеупорных героев-красавцев и героинь-красавиц, нелепо попадающих в беду и чудодейственно из бед спасаю щихся. Роман кончается, как полагается, благополучно: хотя Николай и Верочка оба ранены на вылет, при чем рана Ни колая на стр. 351 называется легкой, а Верочки на стр. 352—тежелой, а на стр 357—наоборот, но доктор (в диафрагму) успокаивает другую пару — военкома Пархаменко и красавицу-партийку, сек ретаря завкома Марию Павловну, а так же читателя: «Не беспокойтесь за них. Уверен, что вылечим». Не будем останавливаться на мелочах, в роде того, что из пугача никого нель зя застрелить (стр. 46), что казаки носили шаровары с лампасами, а не с лацканами (стр. 222), или, что нельзя скучать за кем-нибудь (стр. 342) и т. д., и т. д., отметим только встречающийся, напр., и у Борисова («Укразия») эпизод— бандитский налет в виде крестьянской свадьбы; многословные разговоры, поч ти митинг, в деревне во время пожара (стр. 244), а также неряшливость языка: «широкий пояс, в серебряном и золотом чеканном рисунке украшали два револь вера, и один в деревяном футляре сбоку, другой просто за поясом, прикрепленный двумя ремешками. Там же за поясом, ви сел патронташ», или «усталые путники решили сделать привал, чтобы дать хоть немного успокоения .усталым ногам» (стр. 348) и т. п. Недурно обрисованы некоторые бан диты и тепло и живо изображен старый рабочий дядя Алексей, ходатаем за за вод попадающий в Москву, где его при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2