Сибирские огни, 1929, № 4
гова дан тип специалиста, преданного делу социалистического строительства. Настя Вялкина — яркий образ новой советской женщины. Вообще—данное произведение отличается реализмом и замечательной ху дожественностью; оно читается с таким же интересом, как когда-то читались луч шие произведения наших классиков. В «Борели» очень верно, удивительно интересно и живо, пожалуй, даже ма стерски рисуются типы сибиряков. По-моему, из беллетристики—эта лучшая вещь в «Сиб. Огнях» не только за 1928 год. С точки зрения внутренней выдержан ности, художественной правды «Борель» представляет замечательно цельное про изведение. Эта цельность, художественный реализм сквозят во всем; большой и мудрой своей простотой идее произведения, в обрисовке типов, в замечательной живости и яркости картин, в удивительном знании психологии нашего сибиряка- приискателя и в не менее удачном использовании живой разговорной речи. Вот тот, далеко еще не полный, комплекс достоинства романа «Борель». Произведение Ис. Гольдберг—«Ли-Тян уходит» читается с интересом. Отли чается художественной правдой—законченность картин, живость и яркость обра зов. Интересна, разумеется, и та правда, ради которой Ли-Тян уходит; в этой ча сти рассказ хорош, революционен. Достоинства рассказа умаляются утрированно мрачным концом: бессмысленно глупо погибает Ли-Тян, над ним учиняется дикая расправа со стороны зверски-жадных, до безумия злых и тупых остальных трех китайцев. Получается какая-то неестественность: человек, внутренне переродив шийся, порвавший так решительно и смело с прошлым, обуреваемый страстным» желанием осмыслить, понять великое учение о борьбе трудящихся с угнетателями, \/ в практической борьбе оказался настолько слабым, беспомощным, что так печаль но кончил, тогда как он не мог не знать (что видно из рассказа), что его компаньо ны очень злы, мстительны, что они организуют погоню, что от них мирным поряд ком не уйдешь. И дальше— эта незадачливая женщина-работница отличается той же двойственностью: на протяжении всего рассказа она до известной степени представлена, как тип положительный, с довольно решительным и твердым харак тером и, наконец, в таком большом вопросе, как жизнь человека, она оказывается нерешительной, глуповатой, жадной. И если бы не указанные выше недостатки, рассказ «Ли-Тян уходит» был бы одним из лучших произведений «Сиб. Огней» за прошлый год. Интересно и живо написана повесть «Земля кричит»—Г. Пушкарева (повесть еще не закончена). На первый взгляд тема о старообрядцах, как будто бы избитая, но тот социально-бытовой разрез, в каком развертывается фабула повести, иску пает все. Постепенное, хотя порой и медленное, отмирание старого, пережившего заплесневевшего быта, пытающегося, если не удается бороться, то хоть бы уйти, спрятаться от поступательного движения нового. А это новое настолько сильно в своем наступательном движении, настолько тверда поступь и верен удар, что ста рое, отжившее естественно сдает одну позицию за другой. На одной шестой части земного шара в многомиллионной крестьянской массе борьба нового со старым, советского с пережитками «былого» принимает разнообразные формы; разумеется, что эта борьба не лишена для нас интереса, и всякое более или менее удачное и верное изображение этой борьбы—явление положительного порядка. Таковой по существу и является повесть «Земля кричит». Краткое резюме можно свести к сле дующему: сильный художник, знаток сибирской деревни и советски настроенный человек, т. к. изображаемое, как через призму, преломляется в понимании клас совой борьбы. «Путь на Север» (очерки о Туруханском крае)—М. Никитина в форме бел летристического рассказа, местами небезынтересного, дает весьма ценные сведе ния краеведного порядка. Ценность очерка усугубляется еще и тем, что там за трагиваются такие актуальные для настоящего времени и для данного края про блемы, как пушной и рыбный промыслы, культура огородничества в Туруханском крае, оленное хозяйство далекого севера и другие. «Путь на Север» можно было бы рекомендовать для библиотек Краснояр ского округа, в частности для библиотек учащихся шк. II ступени. «Страна будущего»—Вивиана Итина читается с интересом; основное «Стра- ны будущего» в фабуле, она так же проста и оригинальна, как местами у автора просты И оригинальны средства художественного оформления. Пожалуй, лучше всего это может быть выражено замечательной по своей злободневности мысли, взятой оттуда же («Сиб. Огни» № 1 за 1929 г., стр. 9)... «Здорово все-таки, по строено. Сибирь это— доллары—раз. Большевики строят—не зевайте—два. Сибирь отсталая страна, не справится, мол—три... Чорта с два!».-Когда читаешь Итина, чувствуется— «нам нужно не только догнать, но и перегнать... только через само Деятельность, творческую инициативу, социалистическое соревнование широчай
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2