Сибирские огни, 1929, № 4

гова дан тип специалиста, преданного делу социалистического строительства. Настя Вялкина — яркий образ новой советской женщины. Вообще—данное произведение отличается реализмом и замечательной ху­ дожественностью; оно читается с таким же интересом, как когда-то читались луч­ шие произведения наших классиков. В «Борели» очень верно, удивительно интересно и живо, пожалуй, даже ма­ стерски рисуются типы сибиряков. По-моему, из беллетристики—эта лучшая вещь в «Сиб. Огнях» не только за 1928 год. С точки зрения внутренней выдержан­ ности, художественной правды «Борель» представляет замечательно цельное про­ изведение. Эта цельность, художественный реализм сквозят во всем; большой и мудрой своей простотой идее произведения, в обрисовке типов, в замечательной живости и яркости картин, в удивительном знании психологии нашего сибиряка- приискателя и в не менее удачном использовании живой разговорной речи. Вот тот, далеко еще не полный, комплекс достоинства романа «Борель». Произведение Ис. Гольдберг—«Ли-Тян уходит» читается с интересом. Отли­ чается художественной правдой—законченность картин, живость и яркость обра­ зов. Интересна, разумеется, и та правда, ради которой Ли-Тян уходит; в этой ча­ сти рассказ хорош, революционен. Достоинства рассказа умаляются утрированно мрачным концом: бессмысленно глупо погибает Ли-Тян, над ним учиняется дикая расправа со стороны зверски-жадных, до безумия злых и тупых остальных трех китайцев. Получается какая-то неестественность: человек, внутренне переродив­ шийся, порвавший так решительно и смело с прошлым, обуреваемый страстным» желанием осмыслить, понять великое учение о борьбе трудящихся с угнетателями, \/ в практической борьбе оказался настолько слабым, беспомощным, что так печаль­ но кончил, тогда как он не мог не знать (что видно из рассказа), что его компаньо­ ны очень злы, мстительны, что они организуют погоню, что от них мирным поряд­ ком не уйдешь. И дальше— эта незадачливая женщина-работница отличается той же двойственностью: на протяжении всего рассказа она до известной степени представлена, как тип положительный, с довольно решительным и твердым харак­ тером и, наконец, в таком большом вопросе, как жизнь человека, она оказывается нерешительной, глуповатой, жадной. И если бы не указанные выше недостатки, рассказ «Ли-Тян уходит» был бы одним из лучших произведений «Сиб. Огней» за прошлый год. Интересно и живо написана повесть «Земля кричит»—Г. Пушкарева (повесть еще не закончена). На первый взгляд тема о старообрядцах, как будто бы избитая, но тот социально-бытовой разрез, в каком развертывается фабула повести, иску­ пает все. Постепенное, хотя порой и медленное, отмирание старого, пережившего заплесневевшего быта, пытающегося, если не удается бороться, то хоть бы уйти, спрятаться от поступательного движения нового. А это новое настолько сильно в своем наступательном движении, настолько тверда поступь и верен удар, что ста­ рое, отжившее естественно сдает одну позицию за другой. На одной шестой части земного шара в многомиллионной крестьянской массе борьба нового со старым, советского с пережитками «былого» принимает разнообразные формы; разумеется, что эта борьба не лишена для нас интереса, и всякое более или менее удачное и верное изображение этой борьбы—явление положительного порядка. Таковой по существу и является повесть «Земля кричит». Краткое резюме можно свести к сле­ дующему: сильный художник, знаток сибирской деревни и советски настроенный человек, т. к. изображаемое, как через призму, преломляется в понимании клас­ совой борьбы. «Путь на Север» (очерки о Туруханском крае)—М. Никитина в форме бел­ летристического рассказа, местами небезынтересного, дает весьма ценные сведе­ ния краеведного порядка. Ценность очерка усугубляется еще и тем, что там за­ трагиваются такие актуальные для настоящего времени и для данного края про­ блемы, как пушной и рыбный промыслы, культура огородничества в Туруханском крае, оленное хозяйство далекого севера и другие. «Путь на Север» можно было бы рекомендовать для библиотек Краснояр­ ского округа, в частности для библиотек учащихся шк. II ступени. «Страна будущего»—Вивиана Итина читается с интересом; основное «Стра- ны будущего» в фабуле, она так же проста и оригинальна, как местами у автора просты И оригинальны средства художественного оформления. Пожалуй, лучше всего это может быть выражено замечательной по своей злободневности мысли, взятой оттуда же («Сиб. Огни» № 1 за 1929 г., стр. 9)... «Здорово все-таки, по­ строено. Сибирь это— доллары—раз. Большевики строят—не зевайте—два. Сибирь отсталая страна, не справится, мол—три... Чорта с два!».-Когда читаешь Итина, чувствуется— «нам нужно не только догнать, но и перегнать... только через само Деятельность, творческую инициативу, социалистическое соревнование широчай

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2