Сибирские огни, 1929, № 4
ют основную политическую работу этой группы. В итоге получается, что мы глав ным образом бьем по ^Настоящему», а «Настоящее» бьет по нас. Правый сектор литературы в выигрыше. Теперь эта выпись нашего пассива должна быть пополнена. Из Москвы к нам «приехал» незваный, не^аданый «Памир». Апповцы Абаб ков, Анов, Феоктистов (восстановленный членом ассоциации в Москве) вступили в этот «Памир». Абабков на одном из собраний Новосибирской АПП фактически занялся активной проповедью памировских идей. Одновременно. он защищал «за искренность и правдивость» рассказ (одного молодого шахтера), по единодушно му признанию остальных участников собрания, крайне неудачно (если не сказать больше) изобразивший советскую действительность. Что такое «Памир»? Содружество писателей или что-то в этом роде. Орга низовал его в Москве вдохновенный Феоктистов. Состав его в целом нам неизве стен, а та часть, которая известна,— возбуждает всякие... такие... особые мысли. Оговариваемся: мы знаем о таинственном «Памире» не из документов (хотя, говорят, такие были), а из устного повествования, сделанного апповцем Абабко вым, неожиданно об’явившим себя сотоварищем памировых людей и проводником их идей в АПП’е. ...Это, видите ли, прозелитская организация. Она должна была приблизить к АПП’у писателей, которые весьма сейчас далеки от него и никогда не проявляли особой склонности к нему приближаться. Например, «Памир» уловил и должен был «приблизить» известного С. Маркова, исключенного из ССП за... впрочем—спро сите об этом в Союзе... ...Это, видите ли, группа писателей, которые ставят себе специальной зада чей описывать социалистическое строительство на окраинах. Что ж! Надо описы вать социалистическое строительство на окраинах, но зачем для этого специаль ную организацию создавать? Почему— «Памир»? Как хотели памирцы «изображать» социалистическое строительство на окраинах? Если так, как в «Глухомани», то и надо было назвать не «Памир», а «Глухомань». Это было бы понятно. Из об’яснений Абабкова следовало, что ортодоксальный памирец обязан о всем писать: искренно (!), правдиво (!!), добросовестно и полно (!!) фиксировать факты, сделать это элементарно честно(!И), обобщение допускать в меру (Слу шайте!—Н. К.) правдивости... а главное—«писать не так, как декретировал секре тарь СибАПП» (насколько нам известно, тов. Акимов никогда не выпускал декре тов о том, как писать, кроме одного общего всему АПП’у декрета— писать так, что бы было это полезно рабочему классу, пролетарской революции.— Н. К.). Все эти громовые и «завлекательные» словечки Абабков испустил, с пеной у рта, защищая упомянутый выше рассказ. По его словам, это был рассказ искренний. В нем говорилось о безработном, впавшем в маразм человеке, без перспектив, смотрящем на весь мир волком. Он нанимается на завод, но каков этот завод?—сплошной ад, в котором рабочие жгут шпионов, доносчиков, любимцев администрации. Последняя сидит на недосягае мом верху, эксплоатирует хуже старого хозяина, на вредном производстве молока рабочим не дает. Ни ячейки, ни профсоюза... дым... угар... зеленое одиночество... дикое стадо... А по-Абабкову это самая наша правда, неприкрашенная действи тельность. — «Рассказ этот стилистически исправить и можно пускать...» Так бывший батрак, бывший член партии, вооружившись памирским пони манием «искренности, добросовестности, правдивости»— защищал произведение, явившееся рупором настроений самой отсталой части пролетариата. А когда авто ра рассказа спросили:—Кто рабочие, которых он так описал?—и тот ответил:- «Это крестьяне с наделами»,—то Абабков возмутился и заявил: — Показывать обязательно социальный состав группы это подход—фор мальный... Тов. Феоктистов, что это? Тоже идеология Памира?... — Нет, конечно же нет!— скажете вы,— но почему, словно по плану, «Памир» ваш заселили люди, считавшие (и претворившие эту идею в творчестве), что прав диво изображать действительность это значит изображать ее под особым, суб’ек- тивным углом зрения «творящей» личности, например, под Ановским, Абабков- ским, С. Марковским углом, а не с точки зрения рабочего класса?... Вот эта не дооценка политграмоты и приводит к сплошным «Глухоманям», «Сайрамам», за- воду-аду, влечет за собой сплошной подход к человеку, «как к несовершенству» (опять из выступления Абабкова). За свою проповедь памирец Абабков получил отпор. Казалось бы, апповец Абабков должен был задуматься, обеспокоиться смыслом единогласного оеужде-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2