Сибирские огни, 1929, № 4
этим скотом, на раскорчевки, на постройки, только употребленная иначе: рационально и культурно, в коллективе, дала бы во много раз больше,— дала бы не такую корову, которую можно перешагнуть, не такого коня, которого можно остановить за заднее ко лесо телеги, не такую свинью, которая по второму году весит 30 фунтов. Потому что затрата сил поистине грандиозна. — Возил я их,—-рассказывал нам один старожил,— одно несчастье было с ними, да и только... Привезешь их, бывало, на участок,— что ты!— лес стоит стеной... Гнусу этого, комарья,— не приведи бох. Выкладут они свое барахлишко, бабы начнут костры жечь, ребятишки по траве ползают, а тут ни воды, ни колодцев,— даром что земномеры ходили. Ну-у, думаешь... А гляди теперь,— деревня, паря... Среди обжитых участков, где, казалось, со свежих пней и борозд еще не высох нот первого, самого тяжкого, напряжения, мы встретили Демьяна. Он ходил от участка к участку, искал работы. Он мельник, ллотник, столяр... У него череп сильно стиснут с боков и глаза круто раскосились, как у японского бога, и кажутся мутными. Он в разговоре всхлипывает и говорит клеб, вместо хлеб, Кайта, вместо Хайта, и часто «К» клюкает у него совсем ни к чему и после слов: «пойду-к», «принесу-к». Он говорит, что ушел из дому от пьяницы вотчима одиннадцати лет. Был лет восемь послушником в монастыре, потом работал на уральских металлургических и сте кольных заводах, хотел выбиться в мастера, но почему-то не вышло. Потом уехал в Си бирь, жил на Лене, жил за Байкалом, работал у крестьян, как батрак. Сидел на мель ницах, как мельник, искал золото, слюду, медь и асбест, плотничал, столярил; дул бу тылки на Тальцинском стеклозаводе, варил соль в Усолье, копал уголь в Черемхово, разряжал снаряды на ст. Батарейной, входил в какую-то сельхозартель. Теперь ходит но свету, приискивая свое место. Ему 40 лет. — Нет, не правда-к... должен человек где-нибудь свой место иметь. Кодит, ко лит, все нет удачи. Потом найдет же, будет удача, жить будет корошо-к... Он часто утрюм, всегда, в стороне от наших ребят, ест не в артели. Иногда же го ворлив так, что кто бы что ни говорил, он настойчиво будет тянуть свою речь. Работал он со мною и почему-то со мною часто и охотно говорил. — Вот, Осип Иннокентьич, понимаешь ты, катар желудок у меня-к... Я раньше корошо ел... В монастыре-к, понимаешь ты, я все около карчей, в трапезной... Забе решься в кладовку-к, возьмешь шампанского бутылку-к, а то и две, огурцов, клеба. наешься... корошо-к! А то раз пять фунтов леденцов купил и с’ел-к... — Сразу? — Сразу-к... Должно быть, от того и катар желудок... Может это быть? Ребята говорили про него, что он «недоволен умом». Я знаю, что это не так. Но работы его ума я не понял до конца. — Ты женат, Демьян? — Баба, есть, живет в Култуке-к. — Зачем же ты женился, раз ты на месте не сидишь? — Я у братских, у бурят, работал, и она там же работала-к. Я даже без внима ния к ней— на што она мне? Она с одним братским жила-к. Потом ее братский пошто- то прогнал. Она приходит ко мне-к: тебе бабу надо? На что, говорю? Известно, гово рит. Нет, говорю, не надо. Она ушла-к. Потом прикодит опять. Стал с ней жить. За это и меня братский прогнал, другие тоже не взяли. Они дружные на это, должно быть, все от ней получали. Теперь она в Култуке живет. Девчонка у меня от ней есть. Два года ей, девчонке-к... — А вот Осип Иннокентьич, скажи ты мне, сколько годов революция в Ки тае будет? —• Не сумею сказать... Долго, пожалуй..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2