Сибирские огни, 1929, № 4

Потому они и дикари, что их кормит тайга. Немного мясом, больше цынгой, простудами и трахомой. Пушные питомники накормят надежнее, сытнее и здоровее. Не так легко пропитать культурными нервами необ’ятные мертвеющие просторы, которые к тому же при всяком прикосновении к ним, идиотски оживают, чтобы сопро­ тивляться. Идущие в тайгу пионеры теряют коров, но не теряют бодрости; они, хлеб­ нув корчевки и комаров и потеряв часть веселости, приобретут опыт. Человек приспо­ собляется чорт знает к чему, лишь бы прожить. Советское государство помогает. Оно платит за расжорчевки. И кроме того, что платит, отдает крестьянину в пользование раскорчеванное им поле. И направляет его неиссякаемую энергию: иди в коллектив. Тебе же бущет легче, выгоднее и полезнее. Превращает отпуск машин в единоличное владение. Обставляет коллективы всякими льготами. Тольво иди в коллектив. Кстати— что легче: вырвать из земли корявый пень или из себя выкорчевать тяжелые навыки собственника? Быховец встрепенулся, как поддетый вагою пенек: надо бежать. И, встав, про­ верил небо: от бы дождичка. Это верно, дождичка бы хорошо. Хотя тогда будет прохладно и захочется солнца. 2 . ЛЕТУЧИЕ ЗМЕИ —1 Вот и поди ты, доктора не могут лечить. А он заговаривает так, что даже ничего не остается. Ты, паря, вот не веришь, а у нас он уж скольких заговорил... В разных местах необ’ятной старой Росссии одни и те же неизменные слова и вера. Это я к тому, что в стране золота говорят о золоте, в рыбной стороне о рыбе, а мы заговорили о змеях, когда в день стали убивать их по три штуки. Среди нас были деревенские комсомольцы, но и они верили, что у змеи есть Ho­ i’ll, тольво она искусно прячет их и показывает лишь на костре, кав верили и в загово­ ры против змеиных укусов. Робко, да складывающейся но не окрепшей еще привычке критически проверять все старое, говорили иногда: — Да не правда это, однако... Но видно было, что они растеряны, и что народная мудрость, среди которой ды­ шали они, для них близка и авторитетна. Ничто не несет с собой столько легенд, как змеи. Это пресмыкающееся, так не­ понятно передвигающееся без ног, такое предательски незаметное и такое могучее в своих ударах, давно и прочно околдовало человечество. У нас Захар— собиратель этих легенд. — Вот теперича,— говорит Захар и отсветы костра вздрагивают у него на блед­ ном лице багрово-красным, а на синей рубахе— розовым,— как она тебя ужалит, ты туго перевяжи повыше этого места веревкой и дуй^беги к воде, да скорее, чтобы впе­ ред ее поспеть и мочи, пока она еще не прибежала. Она, как ужалит, завсегда пить за­ хочется и пойдет в воде. Вот ты вперед ее и изловчись. Если успеешь, ничего тебе не будет, а она сама сдохнет. А то еще есть, тав те насквозь человека пронпзают. — Как же это? — Да уж так, наскрозь и все тут..: Как теперича ударится об тебя, так и на- еврозь. Ты думаешь как? Вот в партизанщину на Шилке наводнение было, так с взр- ху принесло массу даже невиданных змей. Ребята ничего не знают и теперича стали купаться. Так которая змея обовьет которого человека., либо самого, либо руку, либо ногу, и ее теперича никаким способом не могут снять. Ну, и умирают. Человек двад­ цать так умерло... Или другие в рот заползают. Известно, спит человек на покосе, либо где... И завсегда ему в тапоры, как она заползает, сон снится,— будто он холодное мо­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2