Сибирские огни, 1929, № 4
В 3 дня— 30, в месяц 300, в год— 3600, в сто лет... Словом, заработок сносный. Мой собеседник, оказывается, тоже еще не плавал, а только слышал и верит в свою удачу. А дело-то в том, что Китой— речка торная и буйная. По той массе воды, которую он скатывает по своим галькам, он был бы судоходным, если ■бы вода шла потише, как, скажем, в той же добродушной Сожи, на которой вырос веселый быховец. Но у этого Китоя есть плесы тихие и глубокие, а есть и мелкие шиверы, на которых проходы для плотов едва ли не меньше необходимых и где знание русла и навыки нужны едва ли не больше тех, какие могли быть у трехмесячного быховца. Там есть крутые повороты, где вода с неоглядной силой бьет прямо в каменные быки берега и где плот, во-время не отведенный на другую сторону реки, неминуемо разобьется и, таким образом, вме сто заработок 30 рублей в три дня, получится неприятность на много дней, т. к. лес-то сдается Крекомом под ответственность и как бы то ни было, его надо доставить на Усольскую «Спичку». А обратно собирать лес на плесу это не то, что плотить готовый на плотбище. Или бее этих страстей— тихая опасность на вид безобидных шивер. Не умело направленный в необходимый проход сплоток сядет на мель. Хорошо, если его можно будет столкнуть в бок. А если придется подымать вверх по течению? Эти оп- яняющие заработки разбавляются крепким похмельем неудач. А пока что быховец не унывает и ищет корову. Он купил ее в Бубновой, за 30 верст от своего участка, купил, «не глядя и не зная, как она будет по молоку, ибо к окоту здесь приступу нет, много народу селится, и скот вздорожал: у нас за 75 то коня можно, а тут корова, да и та... ушла, оказывается. Только раз и подоили и коро ва, как говорится, ушла». Естественно, так как нет еще ни загородки, ни пригона, и теперь быховец бегает по тайге. Был уже в Бубновой, был в соседней Чере-мшанке, может, туда забрела, нет коровы и никто ее не видел. II может быть увидят только кости и по клочкам шерсти рассудят, ка кой она была масти. Тайга не шутит. Тайга не умеет шутить. Она идиотски-упрямо про тивится всякой, даже быховокой, культуре. Кто не знает тайга или кто сентиментально настроен, тот может говорить, что тайга— это прелесть, в тайге можно отдыхать, общать ся с природой и прочее. Тайгу иногда приятно посмотреть, как дом старых родителей. Как ДРУга детства. Только не надолго. Утомляет. Потом начинает раздражать, потом бе сит. Потом давит своими однообразными просторами, своим мхом, болотами, валежни ком, комарами и прочей вечно-юной плесенью и в конце-концов духовно задавит, как давит монотонно и упорно своими березами, сосенками, осинками всякую культурную полоску... Часто писали, что вот, мол, ушел человек от дрязг культурной жизни в тай гу, построил себе хижину и живет «покойно и чудесно: светлеет душой, вее понимает и все прощает. Это даже правдоподобно: лишенный притока культурных раздражений, человек может постепенно успокоиться и отупеть, а потому все прощать и естествен но «светлеть». Все человеческие знания у него вытеснятся знаниями леса; ой начи нает узнавать, как верещит желна и как цикает бурундук, когда комар укусит его под хвост. Он сам становится частью тайги, шевелящимся пнем. То-то было бы полезно, когда бы наши партизаны, проникшись таким христиан- ски-таежным умилением, понастроили бы себе в тайге хижин и' посветлели душой, по няв и простив то, от чего они ушли в тайгу! Говорят: тайга— это богатство. В тайге лес, минералы, металлы... Сама по себе тайга никакое не богатство. Есть только одно богатство— человеческий труд и воля к труду. А втуне гниющие лесные туши, изуродованные лишаями и узорами мхов— не богатство, так как даже не годятся на дрова, как ни богатства, золотые самородки, и РУДЫ, и алмазы, и антрациты, лежащие под миллионами пудов плесневелого перегноя, на котором пока что растут только папоротники, да голубица, да бесполезные гиганты, которые в конце-концов повалятся и тоже сгниют. В тайге— пушнина. Тайга кормит тысячи дикарей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2