Сибирские огни, 1929, № 4
Казачьи станицы умирают на правом берегу Иртыша, на левом берегу рож даются гиганты совхозы, хлеб из которых хлынет за Урал по сверхмагистрали. Прииртышье в пределах одного только Омского округа, в случае среднего урожая, даст в будущем году свыше пяти миллионов «лишних» пудов пшеницы. А когда совхозы окончательно развернут свою деятельность, территория их по Ом скому округу дойдет до четырехсот тысяч гектаров. Считая, в среднем,— тонна зерна с гектара, мы вычислим цифры ежегодного сбора хлеба на совхозах округа в четыреста тысяч тонн. На каждой зернофабрике находится по нескольку сот человек рабочих. Каж дая зернофабрика.— новый городок в степи. Крепости пролетариата вооружены тяже лыми орудиями. «Ойль-Пуль», похожий на паровоз, «Клетрак», ползущий словно добрый.танк,— разве это не тяжелые орудия? Совхозы оборудуют свои собственные пристани на реке. Совхозы проклады вают себе новые прямые дороги, перепахав под пашню старинные извилистые крестьянские пути. Но пристани и грунтовые дороги— это попутно. Десять — двадцать миллио нов пудов зерна требуют себе другого, железного пути. Проект постройки железно дорожной ширококолейной ветки, обслуживающей все совхозы прииртышья и выхо дящей на магистраль западнее Омска, уже разработан. Если ветка не будет построена.— совхозы могут захлебнуться сбоим зерном. Впрочем, название «ветка» едва ли подходит для того железнодорожного пу ти, который должен пройти параллельно Иртышу, неподалеку от Омска. Совхозовский участок пути свяжет север Казахстана со станцией Пссиль- Куль на Омской железной дороге. Но надо помнить, что в проекте постройка лесо возной ветки Тара— Тюкалинск— Нссиль-Куль. II надо знать, что Экибас-Туз, угольные копи прииртышья, бывшие до революции в концессии у Уркварта, стояв шие затем на консервации, также требуют приближения к себе железной дороги. Таким образом, рано или поздно, к зерновой колее с севера примкнет колея лесная, а с юга колея угольная. Создастся довольно значительный меридианальный путь, который в будущем, возможно, соединится с Турксибом. «Степь... в сети дорог железных». Откуда это? - . • Говорят, это из песни баяла Ортонбая в переводе сибирского поэта-роман- тика. Может быть, Ортонбай здесь непричем, а русский сам выдумал эту песню, но выдает ее за киргизскую. Это неважно. Вот песня: Черным зловещим дымом Охватила полночь небо. В нашем краю любимом Не стало земли и хлеба. Поникли черные травы, Пустынны, как поле, юрты И смерть там колдует нынче... От смерти угонишь ли гурты? В сети дорог железных Киргизы, как жалкие мухи. «Не стало земли и хлеба»,— характерное кулацкое нытье. Нет, эту песню со чинял, конечно, не Ортонбай, а русский псевдоним. Земли сколько угодно. Когда понадобилось, землеустроители окрВУ выявили в Омском округе несколько сот тысяч гектаров целины. А по Казакстану выявляет ся свыше пяти миллионов земли, годной для посева хлебных злаков. Хлеб будет. Киргизы переходят на земледелие и культурное скотоводство. Железные до роги им не только не мешают, но даже очень нравятся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2