Сибирские огни, 1929, № 4

Казачьи станицы умирают на правом берегу Иртыша, на левом берегу рож­ даются гиганты совхозы, хлеб из которых хлынет за Урал по сверхмагистрали. Прииртышье в пределах одного только Омского округа, в случае среднего урожая, даст в будущем году свыше пяти миллионов «лишних» пудов пшеницы. А когда совхозы окончательно развернут свою деятельность, территория их по Ом­ скому округу дойдет до четырехсот тысяч гектаров. Считая, в среднем,— тонна зерна с гектара, мы вычислим цифры ежегодного сбора хлеба на совхозах округа в четыреста тысяч тонн. На каждой зернофабрике находится по нескольку сот человек рабочих. Каж­ дая зернофабрика.— новый городок в степи. Крепости пролетариата вооружены тяже­ лыми орудиями. «Ойль-Пуль», похожий на паровоз, «Клетрак», ползущий словно добрый.танк,— разве это не тяжелые орудия? Совхозы оборудуют свои собственные пристани на реке. Совхозы проклады­ вают себе новые прямые дороги, перепахав под пашню старинные извилистые крестьянские пути. Но пристани и грунтовые дороги— это попутно. Десять — двадцать миллио­ нов пудов зерна требуют себе другого, железного пути. Проект постройки железно­ дорожной ширококолейной ветки, обслуживающей все совхозы прииртышья и выхо­ дящей на магистраль западнее Омска, уже разработан. Если ветка не будет построена.— совхозы могут захлебнуться сбоим зерном. Впрочем, название «ветка» едва ли подходит для того железнодорожного пу­ ти, который должен пройти параллельно Иртышу, неподалеку от Омска. Совхозовский участок пути свяжет север Казахстана со станцией Пссиль- Куль на Омской железной дороге. Но надо помнить, что в проекте постройка лесо­ возной ветки Тара— Тюкалинск— Нссиль-Куль. II надо знать, что Экибас-Туз, угольные копи прииртышья, бывшие до революции в концессии у Уркварта, стояв­ шие затем на консервации, также требуют приближения к себе железной дороги. Таким образом, рано или поздно, к зерновой колее с севера примкнет колея лесная, а с юга колея угольная. Создастся довольно значительный меридианальный путь, который в будущем, возможно, соединится с Турксибом. «Степь... в сети дорог железных». Откуда это? - . • Говорят, это из песни баяла Ортонбая в переводе сибирского поэта-роман- тика. Может быть, Ортонбай здесь непричем, а русский сам выдумал эту песню, но выдает ее за киргизскую. Это неважно. Вот песня: Черным зловещим дымом Охватила полночь небо. В нашем краю любимом Не стало земли и хлеба. Поникли черные травы, Пустынны, как поле, юрты И смерть там колдует нынче... От смерти угонишь ли гурты? В сети дорог железных Киргизы, как жалкие мухи. «Не стало земли и хлеба»,— характерное кулацкое нытье. Нет, эту песню со­ чинял, конечно, не Ортонбай, а русский псевдоним. Земли сколько угодно. Когда понадобилось, землеустроители окрВУ выявили в Омском округе несколько сот тысяч гектаров целины. А по Казакстану выявляет­ ся свыше пяти миллионов земли, годной для посева хлебных злаков. Хлеб будет. Киргизы переходят на земледелие и культурное скотоводство. Железные до­ роги им не только не мешают, но даже очень нравятся.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2