Сибирские огни, 1929, № 4
— У, якори тебя,— закричал казак.— То-жа заступник нашелся. Обмен кар- гмцкий. «Обмен»,— но старой сибирской терминологии,— человек, которого обменя ли, купили, т.-е. невольник. Тракторист этого оскорбления не понял, а старый ка зак хохотал и даже приплясывал от радости, что уязвил противника. — Якори тебя в душу, якори тебя в душу!—-’кричал он. На совхозе производитель работ рассказал мне любопытнейший случай. — После обеда иду к постройке-. Гляжу, вся артель работает, а один рабочий лежит рядом, брюхом вверх, руки раскинул и храпит. Я испугался, думаю— солнеч ный удар, что ли! — В чем дело? Рабочие пересмеиваются... — Он, говорит, — отдыхает. Спит, мол, и по храпывает. — Как так спит? — А он за себя киргиза нанял работать за обеденный талон. Казака разбудили и уволили. Киргиз продолжал работу, но уже не за обе денный талон, а за законную плату. — Это местное население, люди из прииртышья, никуда не годятся,— жалу ется прораб.— Они ленивы. Они говорят, что заработок мал, а на самом деле просто не хотят работать. Киргиз— землекоп, человек слабосильный, не привыкший к фи зическому труду, и тот зарабатывает больше, чем казак. В организационный пери од, в начале лета, через совхоз протекло около 300 местных рабочих, в большин стве казаков. II большинство ушло по личному желанию. Осталось на работе чело век десять, да и то не русских, а украинцев. Пополнение пришлось выписывать с омской биржи труда. Утром мы поехали с совхоза в Черлак. Сначала путь лежал по кромке черного моря поднятой целины. Впечатление моря усиливалось еще и тем, что над бескрайней черной взлохмаченной поверхностью пашни реяли ослепительно белые чайки-мартыны, прилетевшие сюда с Иртыша. Дымки тракторов на горизонте по ходили на дымку военных судов, идущих развернутым строем. Когда пашня скрылась за увалом и автомобиль миновал несколько неболь ших поселков, на востоке открылся иртышский берег. Там на бледно-желтой по лоске правобережного яра стоял Черлак. Чем ближе мы подходили к берегу, тем хуже становилась дорога. Машина запрыгала по рытвинам и ухабам. Навстречу показался обоз. — Черлакские везут на совхоз кладь,— сказал кто-то из пассажиров авто мобиля,— Да он стоит, обоз! Что-то у них случилось. Поровнялись. Оказалось, что телеги обоза застряли в ямах, поврежденной дороги. Возчики— казаки— с криком и руганью перегоняли через яму возы и каж дый воз поочередно вяз в яме. Кругом дороги заросли кустарников. Набросать кустарники в яму, замо стить дорогу—дело нескольких часов. Однако, никто не хочет сделать этого. — Вокруг Черлака все дороги такие. На одной из дорог есть знаменитая лу жа. Она называется «Зеркало Черлакекого рика». Черлакцы переходят ее разув шись, а когда она от дождей становится глубже, снимают штаны. Запишите это, товарищ, корреспондент,— говорит мне техник. ' Совхозовцам недолго осталось ездить по черлакской дороге. Совхоз решил строить свою собственную пристань напротив ст. Урлютюп на песчаной косе Клин. Это сокращает путь от совхоза до берега на 19 километров. Там прекрасная доро,-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2