Сибирские огни, 1929, № 4
Так возобновилась переправа. Место в первой лодке стоило один рубль. На дру гой день переправиться было можно за 15 копеек. К сожалению, лодки п р и с т а в » значительно ниже лестницы, небрежно брошен ной на высокий обрыв берега. Спуск к ним был очень труден. Мне пришлось сесть в ва гонетку. Второе мое путешествие по воздуху отличаюсь от первого только тем, что льди ны не только шли мне навстречу, но и плыли по Томи. Кроме того, выгонетка моя не вылетела из башни, а наоборот, влетела в нее. Выйдя из вагонетки, я проследил дальнейший путь угля. Доставленный канаткой, он высыпается в ковши бункеров и отсюда поступает в дробшыпо. В дробилмге я увидел уголь превращенным в порошок. Он скользил мимо ра ботниц по длинной ленте конвейера, работницы 'снимали с ленты иеразмолотые куски. Транспортерами угольный порошок доставляется к батарее коксовых печей. Батарея коксовых печей имеет вид огромного комода с выдвижными ящиками, поставленными на ребро. Выдвижные- ящики— это печи системы Оливье Пьетга. В печь, имеющую один надцать метров длины и два с половиной метров высоты, загружают 9 тонн угольного порошка. Подвергаясь действию высокой температуры, порошок проводит в лечи от 28 до 32 часов. Поверхность батареи плоска. Кроме того, она нагрета. Ходить по ней можно. Нельзя только вставать на металлические пробки, которые разбросаны на поверхности батарей, как заглушки на кухонной плите. Взяв у десятника палку с железным крючком на конце, вы можете поднять за глушку. В отверстие видно пламя, бушующее в дачи. По цвету пламени опытный глав десятника определяет готовность кокса-. Так пе карь -определяет готовность хлеба по цвету морочки. Печь с готовым коксом выталкивается из батареи, как выдвижной ящик. Кирпич кокса ограничен рамой. При посредстве особого механизма рама опроки дывается над вагонеткой. Вагонетка с пылающим коксом отводится под кран юоксотупштеля. Здесь воке заливают ©одой. Это очень деликатная операция. При неумелом тушении кокс дает вы сокую влажность. В настоящее время в Кемерово работает сотня печей. Печи «поспевают» одна за другой. Работа батарей не прекращается поэтому ни днем, ни ночью. Когда в вагонетку падает струя кокоотушитедя, батареи окутываются клуба ми пара. Ночью пар превращается в пламя. Оно вспыхивает то на одной, то на другой батарее. Розовое от кокса, это паро вое пламя похоже на гигантский штандарт, развевающийся над палубой корабля. В скором времени в ночном небе Кемерово взовьется третий штандарт. Сейчас срочно достраивается третья батарея. Постройка ее немного задержалась из-за пожара, уничтожившего весной этого года тепляк. Сильно подводит строителей батареи уральский завод «Огнеупор», несвоевремен но доставляющий кирпич. Кирпич этот дает высокий процент брака. Руководитель постройки инженер Нивулов не раз просил, чтобы ему разрешили сложить все печи из гурьевского, чрезвычайно доброкачественного, кирпича. Это было бы возможно при расширении Гурьевского кирпичного завода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2