Сибирские огни, 1929, № 4

Впереди то слышался грохот. Из черного сумрака выскочила вагонетка. Черный откатчик остановил ее у деревянного лотка одного из люков, выходящих в штрек. Ло­ ток пришелся как-раз над вагонеткой. Откатчик открыл заслонку, укрепленную в лотке. Тогда из люка посыпался уголь. Мы прошли еще два квартала. Впереди послышался пронзительный свист. — Коногон!—‘вказал штейгер, схватив меня за руку. Я почувствовал, что он тянет меня назад. Мы забежали в боковой коридор. Пронзительный свист приближался. Скоро к нему присоединился грохот колес. По рельсовому пути мчался подземный поезд. Рельсы потрескивали. Внезапно мы увидели лошадь. Черная, с прядающими ушами, она промчалась, словно виденье. Коногон стоял на площадке переднего вагончика. Голова его проплыла под потолком коридора. Я заметил, что плечи у него 'были подняты. Корпус он наклонил вперед. Повидшому, он напряженно вглядывался вдаль. Пропустив поезд, мы прошли к врубовой машине. К сожалению, мне не при­ шлось увидеть в действии ее узкого и длинного стального тела. Пять-шесть шахтеров ходили вокруг нее, готовя буры к нападенью на уголь. Мы не дождались этого нападенья. Было уже поздно. Натруженные ноги ныли. Штейгер повел нас к главному стволу. По дороге мы осмотрели конюшню. Тоскующие шахтовые лошади выглядят очень сытыми. Неожиданный запах конюшен приятен, как вещественная память о деревне. Главный ствол находится неподалеку от конюшни. По стволу беспрестанно движется клеть. Когда клеть опускается на дно, рабочие вкатывают в нее вагонетку с углем. После этого клеть запирается и по звонку идет вверх. Клеть подымает до восьми человек. Под’ем в клети ничем не отличается от под’- ема в лифте. Клеть выносит вас на поверхность. Порадовавшись солнечному свету, вы ничн- наете наблюдать путь угля. На помост эстокады брошен рельсовый путь. Рельсы идут к барабану. Вагонет­ ка, выскочив газ клетки, катится по рельсам. Ее вводят внутрь барабана и там за­ крепляют. Барабан опрокидывается. Уголь высыпается в железный ковш. Под ковшом сто­ ит вагонетка канатной дороги. Вагонетка наполнена углем. Ведущий канат подхватывает ее и мчит через Томь. На левом 'берегу уголь превращают в коке. Таков путь угля. Движение вагонеток прекращается только в праздники. В течение 1928 года вагонетки перебросили с правого на левый берег 338.300 тонн угля. РАЗГОВОР О КОНЯХ И Ш АХТАХ Выйдя на поверхность эстокады, мой спутн;.® оказал: — Мне очень понравилась конюшня, от нее в шахте жилой запах. Я вспомнил подземную конюшню. Проходя мимо стойла последней лошади, я про­ тянул вперед руку. Лошадь ткнулась мордой в мою ладонь. Она жаловалась. Я почувствовал себя полпредом всех лошадей, находящихся в подземелье. В та­ ком настроении я вошел в кабинет заведывающего центральной шахтой. На мой вопрос, можно ли заменить шахтовых коней электровозами, товарищ Рожков,— коренастый шахтер и выдг; женец,— широко улыбнулся. — Это можно,— сказал он, помедлив.— Это можно, но только не сразу. Со време­ нем мы перейдем к электровозам, а пока-что у нас недостаток энергии. В этом году мы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2