Сибирские огни, 1929, № 4
Ходил к Акиндину. Молились оба, говорили до ярких звезд и разны были мысли. Акиндин от хозяйства ушел, к божьему ближе стал, чутье притупилось. Звал на пост, на молитву, на уход с места поганого. Молчал Сафрон, горячить наставника не хотел, а видел— неладное говорит Акиндин.— Уйдешь— такое хозяйство нарушишь, а разве в новых местах его на ладишь, да надолго ль? Собрал сыновей, об’яснял. — Думайте. Не о себе забочусь. Много мне не надо, годов много отстукал, вам ведь жить?.. II на моленьях, когда Акиндин Федора гнал, когда Никифора за речку высе ляли, сидел Сафрон, молчал, только об одном просил— хозяйства не рушьте, в ем сила вся— и вызвал тем гнев стариков, но не поддался, не свернул, знал— не пой дет за стариками молодняк, не снимется с насиженного места, не пойдет за боговым в тайгу без дорог, без хлеба, на одну веру о спасении. Когда Никифора за речку выселяли,— понял Сафрон, хозяйски понял,— конец скиту, развал идет от молодых, от них жизни не загородишь, просочится она через тайгу и речки, не остановишь ее карантинами и спасать если что надо, так хозяй ство, прикрепить к нему молодняк, зацепить им за нутро молодняка и отшибет оно баловство, шатания, соблазны мирские... Понял Сафрон— хозяйство делить надо, каждому надел, избу, семью— перед каждым заботу о хозяйстве и семье поставить, тогда и Гуськи не страшны. Хозя ина не оторвешь, в баловство не сманишь, это тех, кому делать нечего и заботы у кого нет никакой, к тому и зараза полезет. Почему Никифор с пути сбился?— потому два года бездельничал, от хозяй ства оторвался, заботу об нем потерял. А посади Никифора на землю, загрузи и ру кой снимет, как болесть какую. Так думал Сафрон... Не было у сыновей своей думы, своей мысли, за отцовским умом привыкли жить. Не любит скит думы преждевременные. Старшего воля есть, за нее и отве чает сам. Не стало старшего— выходи следующий. — Как твоя воля, батюшка, мы согласны на ее. Поморщился Сафрон, а в глубине маленькая радость вспыхнула, сумел в под- чине всех сдержать. И была водя Сафронова: — Делиться надо, хозяйство каждому особое. Каждый о своем заботу иметь станет. Сообща поддерживать друг друга станем, упасть не дадим, а шершни за то не разорят, по миру не пустят. Один улей меду много— вырезай его, а разлетимся в стороны, и резать нечего, у каждого только на пропитание. — Налога нет, поборов нет,— сам себе хозяин. — Воля твоя,— признали сыновья и стали думать о разделе. — К осени избы надо класть новые, На всех не успеть, а наполовину сладим. Пожухла елань. Вылезли камни из вчерашнего ковра, вздыбились белесой сизиной, а зелень в сушь ушла, притаилась к земле, полегла. Сосняк молодой обор- ьу растянул, елань оберег. Раскидались скитцы по оборке. На камне Акиндин. Под бородок в посох. Не пошевелится, не двинется. II скитцы замерли. Шопотков и тех нет. Акиндин Сафронович суров. Разгневается. У трона старики— на камнях, на сутунках, скаченных с деревни: Евлампий, Сафрон, Панфил, Миней и другие. П в сторонке сбоку, не со стариками— Федот. Сидит так, чтоб наповорот надо глядеть Акиндину на него. Разошлись с Акинди- ном— нет у них общего, дороги разные. Сойдутся— елов нет, заговорят— лучше, молчать,— не договориться.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2