Сибирские огни, 1929, № 3
чение в эту будущую работу еще сов е р шенно неиспользованной в литературе «Исторической и статистической записки о Тельминской фабрике» , хранящейся в Иркутской окружной библиотеке. По поводу рецензируемой работы мы позволим себе сделать два-три замеча ния. В статье источников не указаны не давно опубликованные архивные доку менты, относящиеся к истории фабрики (за начало X IX века) и ее сырьевой овце водческой базе — Бурятии; это « С б о р ник материалов по истории Бурятии XVIII и первой половины X IX века» (вып. 1, под ред. В. П. Гирченко, Верхне- удинск, 1926). Далее мы думаем, что автор хотя и о сторожно , но все же преждевременно приходит к общему выводу для XV I I I ве ка о полной неэффективности капитало вложений в ф абричную промышлен ность: «фабричная промышленность в Сибири в то время не являлась источни ком образования капитала, но даже на оборот... попытки вложения в нее капи талов, нажитых другими путями — в т о р говле, в добывающей промышленности и т. д. — вели к уничтожению этих ка питалов и разорению предпринимателей (стр. 36)». В данном случае и примере это так, но в качестве обобщения для всех видов обрабатывающей промышленно сти разных районов Сибири — неверно. Наконец, хотелось бы пожелать еще одного: привлечь в круг источников ис следования (для следующих периодов жизни фабрики) вещественные остатки былых времен производства: здания, планы, предметы оборудования и о б р а ботки. Пишущий эти строки несколько лет тому назад видел в кладовых ф аб ри ки старинные и давно вышедшие из упо требления орудия обработки шерсти и всякий другой «хлам», который может быть еще сохранился. Самое же село Тельма, возникшее вокруг фабрики, ж и во рассказывает минувшую производ ственную историю и внушает локальное чувство к изучаемому. Это мы п праве отметить, так как автор коснулся в дан ном выпуске работы источников в целом. П. Казаринов. ОТ РЕДАКЦИИ . — П о техническим условиям в настоящий номер не вошли статьи: Г. Акимов. — «Куда ведет богема?» и П. Оборин. — «Морда класса» ( р е цензия). Статьи появятся в № 4 журнала. ИВАН Т А Ч А Л О В / 1 марта в Москве от рака желудка умер поэт-сибиряк Иван Тачалов, ч творчество началось и развивалось в Сибири. Иван Иванович— уроженец Барнаула, сын бедняка-крестьянина, впоследствии чернорабочего . Личная судьба поэта была кошмарна; чудовищна,— по крайней мере первая половина жизни. С трехлетнего возраста он принужден был сам себе зарабатывать хлеб (ручной выделкой гильз для папирос). В семье— бе спро сыпное пьянство, голод, издевательства, истязания. Одну сестру Тачалова изу родовали в драке, другую изнасиловал отец, и она стала проституткой, третью убили самым зверским обра зом , буквально разорвав ей внутренности. Сам поэт оглох и едва не сошел с ума,—,спасла его страсть к чтению и музыке. 25-ти лет начал писать стихи. В 1905 году впервые выступил на митингах в Барнауле с р е волюционной рукописной сатирой «Егорка». В 1908-9 г. г. переехал в Томск и п о ступил разносчиком в контору газеты «Сибирская Жизнь». В этой же газете в те чение нескольких лв.т печатал свои стихи, пользовавшиеся большим успехом среди рабочей и студенческой молодежи. В 1912 г. издал первую книжку лирики «А кк о р ды мысли». Н а Тачалова обратил внимание М. Горький, посвятив ему и его «страш ной жизни» сочувственные строки в своей известной статье «Писатели-самоучки». Затем в литературной деятельности Тачалова наступил многолетний перерыв Но Октябрьская революция вновь разбудила его творческие силы. Он написал большую сатиристическую поэму «Дурацкая Карусель» (издана в 1917г.) и автобио графическую «Мрачную повесть», вышедшую в конце 1928 г. в издательстве «Ф е дерация», с предисловием М. Горького . Подробный р а зб о р жизни и творчества Тачалова был дан в «Сибирских Огнях», в статье Г. Вяткина «Путь одного поэта» П927 г., № 3) г А. Ансон РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ В. Итин - ' ! 1 А. Оленич-Гнененко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2