Сибирские огни, 1929, № 3

че: «научитесь глазами мастера смотреть на чужую профессию и поймите, как сделаны вещи» (14). В споре с М. Горьким по поводу уче­ бы У классиков Шкловский обронил зо ­ лотые слова: «Мы стоим на точке зрения изучения культуры, а не обучения у нее. Дело в том, что нам нужно построить не старую культуру, а новую, и ей научиться нель­ зя». (Леф, № 11, 1928 г. «Новооткрытый Пушкин». В. Ш.). Изучение культуры —вот то самое сло­ во, вокруг которого Шкловский, выра­ жаясь грубо, водит за нос начинающих писателей, беседуя с ними о технике пи­ сательского ремесла. Ведь не думает же он, что культуру можно изучить метода­ ми кузнеца Вакулы! Художнику, очевид­ но, не достаточно знать, «как сделаны вещи», он должен иметь еще представле­ ние о том, для кого эти вещи сделаны, с какой целью сделаны, а то может быть их и делать-то не стоит! При изучении культуры предполагает­ ся знание приемов более общего и обя­ зательного характера, чем навыки куз­ нечной или переплетной профессии. Если писатель всерьез вознамерится принять участие в созидании новой культуры,—а иного смысла в писательском труде как- будто нет,—он по необходимости и в первую очередь определит свое отноше­ ние к классу строителей этой культуры, то-есть писатель прежде всего станет по­ литиком. Без этого, как не прилаживай­ ся к «давлению времени», все равно тол­ ку не получится («ничего хорошего пи­ сать не придумаешь»— говоря языком Шкловского). Очень ясно и хорошо сказал недавно об этом немецкий художник Георг Гросс. В декабре прошлого года его су­ дили за рисунок распятия. Гросс изобра­ зил Христа в противогазовой маске, имеющей форму свиного рыла, худые но­ ги болтались в штиблетах германского пехотинца. Художнику было пред’явлено обвинение по 166 параграфу германского уголовного кодекса, карающему оскор­ бителей религиозных чувств. Привожу место из судебного протоко: ла, опубликованного во французском журнале «Европа» (15 апреля, № 76, 1929 г., стр. 542). Судья. «Сверх мотивов порядка арти­ стического, которые, как вы говорили, побуждали вас действовать, не имели ли вы других мотивов, мотивов, которые обычно квалифицируются, как полити­ ческие... Обвиняемый Гросс: «Полагаю, что все это тесно связано с политикой, если не разуметь под этим политики партии... Я не был уполномочен никем,—кроме само­ го себя. Когда эпоха взбудоражена, когда поколеблены самые основы, артист не может находиться в стороне, особен­ но артист выдающийся, одаренный глу­ бокой восприимчивостью. Вот почему, хотел бы^он эУого или нет,—он будет по­ литиком. ' Одно невозможно без друго­ го». Гросса приговорили к 2 месяцам тюрь­ мы и к штрафу в 2.000 марок. Будем ориентироваться на одаренных художников, т.-е. художников-коммуни- стов. Е. Титов. III. Все государства мира. Основные спра­ вочные сведения. 2-е дополненное изда­ ние. «Московский Рабочий». (21-31 тыся­ ча). М. 1928. Стр. 154 с 24 географически­ ми картами. Цена 65 коп. Империалистическая война 1914 — 1918 г. г. настолько изменила хозяйствен­ ный уклад и политический строй боль­ шинства государств мира, что прежние наши знания о вне-европейских и евро­ пейских странах сильно устарели. К тому же Версальский мирный договор так перекроил политическую карту мира, что все мы почувствовали острую пот­ ребность в справочнике, который, не от­ нимая много времени, мог бы дать основные сведения о любой интересую­ щей нас стране. Для удовлетворения этой потребности и предназначен спра­ вочник, заглавие которого выписано выше. . Авторы справочника на немногих стра­ ницах сумели дать обширный и -в общем интересный материал почти обо всех го­ сударствах мира. Говорим «почти», по­ тому что одного из самых обширных го­ сударств—нашего Союза—мы, к сожале­ нию, не находим в числе стран, охвачен­ ных справочником. Мы не знаем, чем об’яснить этот странный пробел в спра­ вочнике, который называется— «Все госу­ дарства мира». Между тем отсутствие Советского Союза среди других стран мира окажется весьма неудобным для любознательного советскою читателя Потребность сравнения является одним из условий познания. Читатель невольно спросит: «ну, а как у нас?»—и не найдет ответа в книжке. Все государства мира расмещены в ал­ фавитном порядке. Что же касается схемы расположения справочного мате­ риала о каждой стране, то она осталась непродуманной до конца. По 27 государ-’ ствам материал разбит на такие отделы: площадь и население, -народное хозяй-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2