Сибирские огни, 1929, № 3
че: «научитесь глазами мастера смотреть на чужую профессию и поймите, как сделаны вещи» (14). В споре с М. Горьким по поводу уче бы У классиков Шкловский обронил зо лотые слова: «Мы стоим на точке зрения изучения культуры, а не обучения у нее. Дело в том, что нам нужно построить не старую культуру, а новую, и ей научиться нель зя». (Леф, № 11, 1928 г. «Новооткрытый Пушкин». В. Ш.). Изучение культуры —вот то самое сло во, вокруг которого Шкловский, выра жаясь грубо, водит за нос начинающих писателей, беседуя с ними о технике пи сательского ремесла. Ведь не думает же он, что культуру можно изучить метода ми кузнеца Вакулы! Художнику, очевид но, не достаточно знать, «как сделаны вещи», он должен иметь еще представле ние о том, для кого эти вещи сделаны, с какой целью сделаны, а то может быть их и делать-то не стоит! При изучении культуры предполагает ся знание приемов более общего и обя зательного характера, чем навыки куз нечной или переплетной профессии. Если писатель всерьез вознамерится принять участие в созидании новой культуры,—а иного смысла в писательском труде как- будто нет,—он по необходимости и в первую очередь определит свое отноше ние к классу строителей этой культуры, то-есть писатель прежде всего станет по литиком. Без этого, как не прилаживай ся к «давлению времени», все равно тол ку не получится («ничего хорошего пи сать не придумаешь»— говоря языком Шкловского). Очень ясно и хорошо сказал недавно об этом немецкий художник Георг Гросс. В декабре прошлого года его су дили за рисунок распятия. Гросс изобра зил Христа в противогазовой маске, имеющей форму свиного рыла, худые но ги болтались в штиблетах германского пехотинца. Художнику было пред’явлено обвинение по 166 параграфу германского уголовного кодекса, карающему оскор бителей религиозных чувств. Привожу место из судебного протоко: ла, опубликованного во французском журнале «Европа» (15 апреля, № 76, 1929 г., стр. 542). Судья. «Сверх мотивов порядка арти стического, которые, как вы говорили, побуждали вас действовать, не имели ли вы других мотивов, мотивов, которые обычно квалифицируются, как полити ческие... Обвиняемый Гросс: «Полагаю, что все это тесно связано с политикой, если не разуметь под этим политики партии... Я не был уполномочен никем,—кроме само го себя. Когда эпоха взбудоражена, когда поколеблены самые основы, артист не может находиться в стороне, особен но артист выдающийся, одаренный глу бокой восприимчивостью. Вот почему, хотел бы^он эУого или нет,—он будет по литиком. ' Одно невозможно без друго го». Гросса приговорили к 2 месяцам тюрь мы и к штрафу в 2.000 марок. Будем ориентироваться на одаренных художников, т.-е. художников-коммуни- стов. Е. Титов. III. Все государства мира. Основные спра вочные сведения. 2-е дополненное изда ние. «Московский Рабочий». (21-31 тыся ча). М. 1928. Стр. 154 с 24 географически ми картами. Цена 65 коп. Империалистическая война 1914 — 1918 г. г. настолько изменила хозяйствен ный уклад и политический строй боль шинства государств мира, что прежние наши знания о вне-европейских и евро пейских странах сильно устарели. К тому же Версальский мирный договор так перекроил политическую карту мира, что все мы почувствовали острую пот ребность в справочнике, который, не от нимая много времени, мог бы дать основные сведения о любой интересую щей нас стране. Для удовлетворения этой потребности и предназначен спра вочник, заглавие которого выписано выше. . Авторы справочника на немногих стра ницах сумели дать обширный и -в общем интересный материал почти обо всех го сударствах мира. Говорим «почти», по тому что одного из самых обширных го сударств—нашего Союза—мы, к сожале нию, не находим в числе стран, охвачен ных справочником. Мы не знаем, чем об’яснить этот странный пробел в спра вочнике, который называется— «Все госу дарства мира». Между тем отсутствие Советского Союза среди других стран мира окажется весьма неудобным для любознательного советскою читателя Потребность сравнения является одним из условий познания. Читатель невольно спросит: «ну, а как у нас?»—и не найдет ответа в книжке. Все государства мира расмещены в ал фавитном порядке. Что же касается схемы расположения справочного мате риала о каждой стране, то она осталась непродуманной до конца. По 27 государ-’ ствам материал разбит на такие отделы: площадь и население, -народное хозяй-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2