Сибирские огни, 1929, № 3
бы по качеству переводов, романы, из данные издательством «Время». «Миндаль цветет». Героиня 18 лет, кра савица, зеленые глаза, курящая, Дора, цыганка (ах, как оригинально!), 3-хлет- ней девочкой усыновленная лордом Рекс- фордом. Своим романом Уэдсли хотела, очевидно, доказать справедливость «идеи», вложенной в следующий куплет цыганского романса: «Горячий стол в обед и ужин Ее страстей не утолит. Ей поцелуй горячий нужен— В ней кровь цыганская кипит!». И вот, Дора влюбляется в брата сво его приемного отца, опять дипломата и мерзавца Паскаля Гревилль. Однако, ког да они начали уже слишком «пылать страстью» и «безумные поцелуи» грозили перейти в дальнейшую стадию, Уэдсли предусмотрительно убивает дипломата копытом лошади—лошадь и автомобиль стоят наготове во всех романах Уэдсли! Дора потрясена, а так как у нее потря сающий голос, она идет на сцену, где имеет «бешеный успех»; в нее влюбляется маркиз и пр. Но уже давно ее любит ее сводный брат, сын Рексфорда. И роман кончается тем, что законный брак между ними, как говорится, «согласован». По целуи, об’ятья... В романе масса мыслей в стиле Уэдсли: «яркая индивидуаль ность всегда соединяется с некоторой сухостью» (стр. 61, почему?), «если бы мужчины не были тщеславны, то женщи нам было бы очень скучно» (?) (стр. 79), «наше тело в некотором роде храм, и мы должны заботиться об его красоте» (стр. 89), «немногие имеют дар отступать, не тостигнув того, чего желают» (стр. 119), «молодость никогда не помнит, но вме сте с тем никогда не забывает» (165), «темперамент—это дар богов, и он де лает женщину богиней» (237) и пр. Мно го описаний шляп, пенюаров, юбок и платьев, много также «крылатых» выра жений, от которых мороз пробирает по коже: жизнь—«дорожка, усеянная роза ми» (31), «пить поцелуй с ее юных губ» (152), «блистающая красота» и «моло дость и красота», стоящие всегда вме сте. Будет! Роману «Пламя», имевшему недавно осо бенно большой успех, предпослано преди словие о распаде и разложении, отсут ствии воли к жизни, дряхлости,, увядании буржуазного общества и пр. и пр.—си выше. Но и здесь девица 18 лет и 40-лет- ннй лорд, любовь, поцелуи, об’ятья. Ори- гинальность в том, что лорд женат на су- масшедшей, а потому не может с ней развестись, но это не останавливает ге роиню и они сходятся «фактическим браком». Детство героиня провела на улице, т.-к. ее отец. б. капитан и брат лорда, а также мать—спились. Но Уэдсли не может примириться с таким положе нием. Убив лорда автомобилем, она по сле нескольких перипетий и поцелуев; выдает замуж героиню за благородней шего французского графа, прихрамы вающего на одну ногу. (Персонаж этот встречается и в других романах). Отме тим по поводу этого романа еще один уэдслевский прием, повторяющийся ре шительно во всех романах: «Он взял ее руку и прижал ее к своему сердцу. Под юнкой шелковой рубашкой оно билось безумно» (стр. 160). Рубашка обязательно шелковая, сердце всегда бьется безумно. Забавно, что Уэдсли цитирует, как муд реца, Локка (стр. 243), величину для нее, понятно недосягаемую. Имеются также и платья различных фасонов и цветов и «поющие в унисон души» (89) и пр. Закончим перечень романов еще толь ко одним—«Вихрь»,—оставив в стороне «Несмотря ни на что», «Завесы души», «Ошибки» (изд. «Космос), где работают те же 18-летние красавицы с папироска ми в зубах и со стриженными головами, набитыми муслином и шифоном. В «Вих ре» описывается роман между 26-летней вдовой Ирэн фон-Клеве (Вена), которой на вид можно дать лет 15, и француз ским гениальным скрипачом Жан Внкту- ар. Однако, сей Жан дан таким мелким пошляком и жуликом, что не верится в его гениальность. Если на вопрос Сальери («Моцарт и Сальери» Пушкина)—совме- С1имы ли гений и злодейство, можно от ветить утвердительно, то ответ на во прос—совместимы ли гений и пошлость— будет, понятно, иной. Такой пошляк, ка ковым рисует Жана Уэдсли и каковым она и может только рисовать талантли вого человека, понятно, не может быть гениальным. Брак между Жаном и Ирэн оказывается неудачным, Жан возвра щается к танцовщице Аннет, а Ирэн— Уэдсли пристроит в другом каком-ни будь романе. В обшем же это история на тему о «неравных» браках: где уж, мол, плебею, хотя и «гениальному», быть мужем графини, которая «трепетала в его руках» (105). Перед нами четырнадцать романов Уэдсли. Какова их художестванная и идеологическая ценность—выявлено пре дыдущим обзором. Подчеркнем в заклю чение: крайнее убожество выдумки, край нее однообразие сюжетов, повторение тех же положений, тех же типов, даже тех же фамилий. Обычный герой—40- летний аристократ, обычная героиня— 18 летняя дева, у которой начинают че саться губы—тянет целоваться. И веко вечная пошлость сияет над всеми этими скучными, растянутыми историями с яг-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2