Сибирские огни, 1929, № 3
Емолин не от души жалел партизан, то надо было это выяснить. Селезнева он зря впер в партизаны. Нашего Гришу Красного (крестьянин с. Верх-Жилинского, кос ный, старорежимный человек. А. Т.), как ты его пошлешь в партизаны?! Только начала у нас проклевываться партизанщина, он уж стал доносить на большевиков. Такой сорт людей не ходил в партизаны. Здесь автор спер голую чепуху. Вся «идея» завязалась у Селезнева на самогонном аппарате. Тут автор смешал парти зан с гавнецом. Он своих партизан из головы взял, или какой-то дурак о них ему рассказал. Ни одного дела в рассказе не кончено как следует. Автор поплетет—по плетет и бросит. Возьмите хороших авторов: у них даже и те типы видны, про которых не главное описывается. А это че? Нигде, в роде, не бывало, чтобы пар тизанщина с самогонного аппарата начиналась. В рассказе попадаются красивые описания, но они как-то погибают ни к чему. Ежели ты следишь за общей карти ной, а она не дается, то красивые словца — белки, как клыки; озеро — пояс и др. — не запоминаются. Иногда сидишь, как обалдуй. При хорошем общем и эти словца были бы хороши. А ежели общее не годится, то хорошими словцами не помогнешь делу. Хорошую штуку ты уловишь. В ней художество помогает пониманию. Учите ля Малишевского не знаю. Какой он? Раз я не знаю, каков весь рассказ, то не при чем мне и речь писателя. Главное: меня рассказ не интересует. Подкраска ничего не дает. Не лепится она. Как простокиша к стене. Деревенское гулево изобра жено верно, но, оно как-то... Когда собаки—с Горбулиным выли: «у-у-у-у-о-о-о!» я думал, что тут разовьется все интересное, а оказалось просто—провыли я все. Зачем вой? Зачем собаки? Есть люди—при умном говорят смешное. Это хорошо. А ежели смешное при глупом,—оно никуда не годится. В рассказе «Партизаны» много никчемушних смешков. Они—сами по себе стоят. Люди на них хохочут, но как хохочут? Дуром. В «Семи скандалах» (Рассказ Антона Сорокина. А. Т.) смех от души. В них нет зряшного смеху. Бывает, смеешься, а отчету себе не отдаешь. Бывает смех и научный, и вредный. У Вс. Иванова в «Партизанах» говорится, что «тьма зеленоватым кошачьим зрачком щурилась в окна». Не похожа тьма на ко шачий зрачок. Кошачий зрачок все-таки светло блестит. Автор надумал сравнение. Поставь рядом кошачий зрачок с ночью, разница будет большая. Уверен. Были в книге и захваты. Закипит душа, а потом остывает—остывает и остынет. И ты оста ешься не при чем. Читал я «Лукрецию Борджиа» (Трагедия В. Гюго). Убили там Лукрецию,—и я ошелапутил. Сидел—и никого не видал и не слыхал. Не знаю, для какого класса нужна книжка Вс. Иванова. Подыскать еще ей надо класс. Беглым белякам, которые за границей, будет обидно. «Ну, чорт возьми,—скажут,—какие нас дураки прогнали из России»... Не бывало у нас в Сибири, чтобы церковные ста росты командовали партизанами. Нас не обманешь. Тот поверит рассказу, кто на ших партизан не видал. А ежели кто видал организаторов партизанщины, тот со всем не поверит. У нас из-за вина только Зыков убежал из деревни. Себе на рога намотал, и никого не сделал. КОНДРАШЕНКО, М. Т. Я о полном сочинении судить не могу; рискованно судить (Из девяти глав рассказа т. Кондрашенко не слышал только первой. А. Т.). Только два вечера я слушал чтение. Самая обыкновенная история сибирского пар тизанского движения. О лицах судить не могу. Мужицкие смехульки—да!! Хотя бы они были и выдуманы автором, а хороши! Я лично легко понимаю рассказ. Есть и комические кусочки. Драматических моментов я что-то такое не припомню. Общая картина—расстреливали, водили за околицу, но особенного нет. Книга нужна тому, кто ничего не читал о партизанах. Наши партизаны маленько не так делали. Те (т. е. у Вс. Ив. А. Т.) на горах коров доили, а наши готовое молочко пить приходили. (Иронизирует. А. Т.) Рассказ этот к двухсполовинной очереди отнести. ЕРМАКОВ, Я. М. В первой главе томительно. Пока дойдешь до второй, измаешься весь. Некоторые совсем хотели бросить слушать. Этой главой автор только место занял. Меньше бы он бумаги исчертил, лучше было бы, больше поль зы. В первой главе он колобродил. Там ничего не ловится. Партизаны, партизаны, а че, к чему? Странно мне показалось, что автор не оттенил Селезнева, а из всего рассказа видно, что он пошел в партизаны не по совести, но из-за страха. Не место ему в партизанах. По классу не подходит. Овца не нашего стада. Он бы мог вполне быть спокойным при белых. Никто бы его не тронул. Самогон? Это не преступ ле ние. На партизан мог бы донести, и его помиловали бы колчаковцы. А когда ушел из села, то уж тут он прилепился к партизанам. С одной сторны рассказ как-будто бы хороший, интересный, а нет в нем такой окончательной отпечатки, расшифров ки и отчистки, чтобы можно было видеть, кто из партизан, что из себя представля ет. Не такие люди дело (т.-е. партизанское движение в Сибири. А. Т. ) начинали. Ни каких страданий у героев рассказа сначала не было, а они пошли в партизаны. Нужно было рассказать об их страданиях, чтобы задела их колчаковщина и выну
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2