Сибирские огни, 1929, № 3
ного поведения.. Еще ярче эти особенности литературных типов Хекта проступают в других его индивидуалистических романах «Humpty Dumpty» и «Count Brugga» Если в первом нарисована жизнь и психика неврастеника, о б ’явившего «бунт» про тив пошлого мещанства и в конце-концов капитулирующего перед торжествующим обществом буржуа-лавочников, то второй роман смело может носить подзаголовок «Хроника скандалиста». Изломанный, лживый, самозванный и наглый, но талантли вый и истерически эмоциональный Ипполит Брегга учиняет, по существу, обще ственный скандал самым фактом своего бытия, полного дебошей, самоуверенно на глых выступлений и отвратительных извращенностей «гения наизнанку». Н о произведения Бен Хекта, написавшего, кроме указанных романов, еще ряд новелл («Мэллере», «Царство зла» и др.), скэтчей («1001 полдень в Чикаго»), книгу о журналистах и политиках «Рыльца» и др., имеют бесспорное социальное значе ние, как свидетельства эксперта, о «кривой» температуры американской интеллиген ции, мечущейся в тисках сумасшедшего, обезличивающего и обездушивающего капитализма. Пусть Хект дает картины бреда, кошмарных видений и галлюцина ций,— они отражают в какой-то мере и степени реальные настроении «мозга страны»... Список современных реалистов Америки можно было бы сильно увеличить, но особой надобности в этом нет, так как все наиболее типичное и показатель ное, думается, уже охвачено. Н о нельзя обойти молчанием одно яркое и выдающее ся явление современной американской прозы, в лице автора, поднявшего и оживив шего упавшую было традицию М арка Твэна. Правда, нельзя сказать, чтобы в Америке не писали сатирико-юмористиче ские произведения и М арк Твэн жил не даром, завещав свои сокровища американ ским писателем, но высоты и силы твэновского юмора не достигал никто после не го. М ож н о назвать ряд острых книг, в роде хотя бы «Исповеди американца» Г. Кем па, осмеявшего многие стороны общества бизнесменов и их культуру, но только молодой В. Вудворт сумел подняться на высоту исключительно едкой сатиры, р а зящей самые чувствительные «Ахиллесовы пяты» Америки. Первый роман Вудворта «Вздор» («Bunk») громоздит бесчисленные нелепо сти, создаваемые героем Майклем Уэббом и принимаемые обществом за самые серь езные мероприятия. У эбб — философ , написавший трактат о том, «Как важно быть второсортным» и все стали стремиться стандартизировать «второсортиость»!.. Уэбб открыл « бю р о по поставке мыслей», и все стали его заказчиками, ибо зачем иметь свои идеи, когда за стрлько-то долларов можно взять их напрокат?! Уэбб о б ’явил, что общество следует «обезвздорить», и к нему потянулись пациенты, но когда он «обезвздорил» большую столичную газету и в ней осталось только распи сание поездов, тогда все горой встали за вздор в мире, ибо он-то и есть двигатель прогресса... М ож н о ли более ядовито смеяться над серьезными трудами би з несменов? Второй роман «Лотерея» более каноничен по форме и рисует карьеру Д ж е р ри Гаррисона , из ничего составившего себе капитал и сделавшегося «пуговичным королем». И эта книга полна самых ярких выпадов на систему обогащения и в о з величения людей, случайно вытянувших в лотерее судьбы билетик на крупный выигрыш. В таком же духе и третий роман Вудворта «Хлеба и зрелищ». Вудворт, несомненно, крупнейший сатирический талант Америки, его пи сательская карьера может привести его на очень крутые вершины, а социальная значимость созданного уже им не подлежит спорам. Литература Америки молода и ее молодость отличается буйным цветением сил талантливых писателей, поэтов и драматургов. Мы совершили путь через глав ные этапы развития американской прозы и при этом держались о с о б о г о путеводи теля— литературного реализма. Все, лежащее за пределами этого признака, нами оставлялось в стороне без внимания. Н о нельзя не сказать, что своеобразие американской литературы в о о б ще заключается в великом смешении всякого рода формальных элементов: жанров, композиций, определений и направлений. Чистых жанров американская проза не знает, и у нее есть совершенно точное название для книг, в которых фабула сю- жетно движется во всех ж анрах— бытовом, семейном, историческом, авантюрном, психологическом и т. д. Такое своеобразное отношение к канонам литературного мастерства, исторически и социально оправданное всей обстановкой жизни, отра зилось на названии книг повествовательного характера book of fiction книга «вы мысла» в отличие от книги «реальной правды». Н о и в жизни и в «вымысле» ка питалистической Америки доминирует «спорт» и современная американская ли тература в массе— один из его видов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2