Сибирские огни, 1929, № 3

куляции на рынках Соединенных Штатов и системы обманов на месте. В этом отно­ шении Хергешеймер научился многому и у европейских авторов, особенно у Д ж о ­ зефа Конрада. Неутомимый путешественник, Хергешеймер сумел свои многочисленные на­ блюдения в чужих странах облечь в формы прекрасных романов с сохранением местного колорита и местных условий жизни. А тот неизменно трепетный интерес, с каким он углубляется во все вопросы современного капиталистического общ е ­ ства, выдвигает его все решительнее в первые ряды современных реалистов Амери­ ки. Хергешеймер, как, впрочем, и почти все писатели в этой стране бизнеса, необы­ чайно плодовит: с 1914 г. он успел написать 10 романов, несколько книг очерков, новелл и авто-биографических воспоминаний. Преобладание жанра социально-бы­ тового романа у этого писателя позволяет отнести его к представителям класси­ ческой традиции с широкой социальной установкой: его романы— как бы модерни­ зованное продолжение лучших вещей Хаусорна , Хоуэлла, Джека Лондона, после которого трудно отделить элементы приключенчества в романе Америки от соци­ ально-бытовых. Еще острее ощущает нудность и противоречия своей эпохи Джон Дос-Пас- сос (р. 1896). Этот очень молодой и очень талантливый писатель успел побывать на войне и вынес из нее так много впечатлений, что они потрясли его мироощуще­ ния и определили его воззрения. Он стал ярым антимилитаристом, а в течение п о ­ следних лет пришел к социалистическим взглядам, пугая самодовольных янки р а ­ дикализмом своих коммунистических убеждений и... чувствует себя материально не­ обеспеченным, так как писатель с такими крайними убеждениями в Америке успеха иметь не может. Лето и осень 1928 г. Дос-Пассос провел в гостях у нас и мы в пра ­ ве ожидать книги впечатлений о его поездке. Революционные убеждения этого писателя определяют его тематику. Если первый его роман One man's Snitiation не имеет еще самостоятельного голоса, то все последующие свидетельствуют о том, как постепенно крепнет и ширится с о ­ циальный протест писателя. «Три солдата», «Ночные улицы» и особенно «Мост М ан­ хэттен»— произведения зрелого и большого мастера, чувствующего ритм и пульс большого и противоречивого организма огромного города, в шуме и гуле улиц к о ­ торого, в бурлящем потоке деятельности и жизней завязываются и развязываются трагедии личной и массовой судьбы... Лицо военщины, тупой обезличивающий п р о ­ цесс превращения человека в солдата, в послушную машину, приспособленную для гнусных целей убийства,— столь же выразительно и отвратительно, как и весь облик суетящегося в алчности наживы города, громкую музыку которого слышит Дос- Пассос в «Манхэттене», этой неподражаемой поэме огромного индустриально-про­ мышленного центра. В тонах многоликой поэмы разрешил Дос-Пассос проблему «безгероичного романа», пропитанного все же нервами и психологией отдельных и массовых су ­ ществований. И Дос-Пассос рисуется нам талантливым представителем «психологи­ ческого коллективизма» в американской литературе, нащупавшим большие и естест­ венные возможности в области безгероичного многоликого романа. Представителем «психологического индивидуализма» является Бен Хект (р. 1893). Творчески он примыкает к Шервуду Андерсену, манера которого сказы­ вается у Хекта в тяге к тематике провалов, разложения, сексуальной исступленности у представителей средних классов Америки. Несомненно, на Хекта оказали влияние и Достаевский, и Ницше, а среда, которую этот писатель х о р ош о знает, определи­ ла диапазон и «психограмму» его героев. Хект—журналист, интеллигент, вращав­ шийся всю жизнь среди представителей интеллигентных профессий Нью-Йорка, прекрасно изучивший их быт, нравы, идеологию и подвинтивший своих героев до Степеней героичности индивидуализма. Но эта героика упадочна, она вырождается в манию и может стать отвратительной на почве разложения элементов быта этой прослойки. Поэтому романы Хекта неизменно звучат нотой надрыва, болезненности, кризиса сознания и извращенного «ницшеанства». Герои Хекта—люди «тронутые», маниаки, судорожно ищущие новизны и оригинальности в жизни, хотя бы и в у р од ­ стве. в дебоше, скандале и в падениях. После длительной карьеры журналиста и кратковременного опыта драматур га Бен-Хект выступил с о своим первым романом «Эрик Д о рн » (1921). События взя ­ ты животрепещущие, ф он нарисован широко , но на этих кулисах дрыгается тра­ гическая марионетка, вносящая, в сущности, стихию скандальности во все действия и поступки. Д о рн попадает в Европу, в Германию в частности, в момент исторических су ­ деб немецкой революции после войны, принимает участие в делах баварской р е с ­ публики, но из всего этого выносит только неприятный осадок крушения собствен­ ной индивидуальности в угаре скандалов, столкновений, каких-то интриг и изломан­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2