Сибирские огни, 1929, № 3

шенник в добродетель. Ему бог не нужен, бог— только товар, только «мера воздей­ ствия» на всех, кого он так ловко оболванивает во славу своей карьеры, своего к о ­ шелька и благополучия. Может ли быть более отвратительный, но вместе с тем и более типичный дли современной буржуазной Америки герой, чем этот пастор Эльмер Гантри?! Надо было большое мужество, чтобы так рткрыто, без забрала, выступить Против всего общества капиталистов, клерикалов, ученых, торгашей, биржевиков, дельцов и т. д., как это сделал Синклер Льюис на протяжении ряда романов. В этом одном их огромная социальная значимость. Что же касается их художественного значения, то оно так же бесспорно , потому что Льюис настоящий и большой худож ­ ник, действующий неотразимо своими образами, своим стилем, своей особой, вол­ нующей и убеждающей манерой повествования. Если мы без колебаний назовем творчество этого писателя вершиной с ов р е ­ менной большой литературы Америки, мы вряд ли ошибемся, так как вся современ­ ная литература в той или иной степени и мере несет в себе те же элементы в р а з ­ бросанном среди сотен писателей виде, которые синтезировались в одном Синклере Льюисе. 4. Число книг, выбрасываемых ежедневно на американский рынок, почти не поддается исчислению; количество авторов, пишущих на все темы и во всех ж ан ­ рах— безмерно, но качество этой огромной продукции далеко не всегда находится на «должной высоте». Правда, современные авторы вообще пишут грамотно и ин­ тересно, в результате той солидной школы, которую они проходят и как журнали­ сты, и как участники громадного житейски-профессионального конкурса: чтобы з а ­ воевать читателя, создать себе имя и доллары, иметь издателей, нужно много и упорно работать, ведь «публика» капризна и разборчива, она во всяком случае по­ луфабрикатом не удовлетворится. И ставка идет не только на талант, на максимум технического совершенства, но и на «соответствие спросу», на известное угождение вкусам буржуазной публики. Поэтому, в неизмеримом потоке книг и имен современной литературы Амери­ ки уровень технической литературности и грамотности неизменно удовлетворителен, но талантливость авторов и социальная значимость их произведений лишь очень ред­ ко выступает за пределы среднего типичного требования буржуазного читателя. И «легкому», «занимательному» чтению посвящается наибольшая часть произведений даже весьма талантливыми авторами, предпочитающими покой и собственное благо­ получие всяким «идеям» и протестам, могущим испортить им их литературный «биз­ нес». Несомненно, например, что Бус Таркингтон— талантливый писатель, но он с о ­ вершенно равнодушен ко всему, кроме живого бойкого бытописания нравов сов ре ­ менной буржуазии и развлечения скучающих читателей меткими характеристиками, запутанными интригами и ситуациями в своих весьма многочисленных романах. Н о Бус Таркингтон все-таки настоящий писатель, ниже его бушует бе зб реж ­ ное море словесной продукции, которой мы совсем касаться не будем. Иногда вы­ плывет на поверхность и блеснет на минуту той или иной книгой «новое д ар ов а ­ ние», чтоб в следующую минуту исчезнуть в общем потоке. Такие хорошие книги отдельных авторов остаются, имеют своих читателей, ио в историю литературы не войдут. И х авторы, как бы они ни назывались— Фредерик Нивен, Самс Вильямсон, Берковиси, Бернард Синклер и т. д.,—до сих пор ничего не создали такого, что дало бы им право на «бессмертие; а их произведениям— на высокое звание «худ о ­ жественного произведения»... З ат о выше какого-нибудь Таркингтона поднялось несколько писателей, талан­ ты и мироощущения которых значительно превышают средний уровень и обещают дальнейшее развитие. Мы остановимся на некоторых из них в связи с историческими судьбами аме­ риканского реалистического романа. Как уже указывалось, традицию классиков продолжает Дж о зеф Хергешей- мер (р. 1880), строящий свои романы солидно, крепко, с «разбегом». Хергешеймер— добросовестный автор, он строит свои произведения документально не только от­ носительно истории и людей, но и относительно хозяйственных и индустриальных ф орм . «Три черных Пенни» роман о трех поколениях пенсильванских капиталистов, спрут-предпринимателей, держащих в руках всю провинцию. Дедушка « з а р аб о ­ тал» денежки темными путями и его «методы» вскрыты автором с такой же тща­ тельностью и подробностью, с какой описано огромное стале-литейное предприя­ тие Пенни. В «Тампико» автор ставит проблему «мексиканской нефти» и поражает чи­ тателя подробной осведомленностью во всех процессах ее добычи, а главное, спе­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2