Сибирские огни, 1929, № 3
ках стихов (Mid American chants 1918 и Д new Testament 1927), но и во всей его прозе, насыщенной эмоциональностью. Андерсен очень большой мастер стиля и композиции, его приемы всегда свежи и оригинальны и он подкупает читателя той редкостной проникновенностью, с какой он обычно рассказывает. Пожалуй, его главная сила в рассказе. Н о его рассказ не типичный short story , заведенный О. Генри на вершину публицистического искусства, a <tale» безыскусственное—и вме сте с тем весьма тонко построенное—повествование с преобладанием лирических моментов. Известная интимность согревает рассказы Андерсена, передающего их именно другу-читателю, что особенно отчетливо выступает в отдельных звеньям автобиографической цепи: «История рассказчика историй». Впрочем, самый популярный сборник рассказов Андерсена— «Триумф яйца» (1921) отмечен теми же особенностями. Исключительным очарованием веет от ав тобиографической повести « Таг», в которой рассказано детство и ранняя юность мальчика из западного штата, выросшего на ферме и с первых дней полусозна тельной жизни почувствовавшего великую магию обаяния природы. Это произве дение хочется сравнить с другими, заслужившими мировую славу, описаниями дет ских дней — Л. Толстого и А. Жида. Н о Шервуд Андерсен чрезвычайно своеобра- зен и его мальчик с занятным прозвищем «смоляные пятки» не похож ни на кого из литературных персонажей. Несколько иной атмосферой окружает Андерсен свои романы. В них преобладает мысль, сквозит продуманное и ритмичное миро со зер цание, охватывающее большие социальные проблемы и преломляющее их под уг лом зрения неисправимого художника. Конечно, только большой и органический художник, чуждый отрезвляющего влияния точных научных измерений и вычисле ний, может строить проблему чувства коллективности у масс так, как ее ощутил и высказал Андерсен в романе§МагсЫпд т е п » (1917 — по-русски «В ногу»). Н о такая художественная парадоксальность и независимость от догматов социологии с о всем не лишает своеобразной прелести и убедительности этот роман, значение кото рого не в доктрине, а в обрисовке характеров и изумительной проникновенности в психологию действующих персонажей. Лучшей и сильнейшей вещью Андерсена я считаю роман The Dark Laughter («Темный смех» 1925). Помимо того, что он построен совершенно своеобразно , он касается одной из самых заманчивых проблем мировой литературы, за освещение которой брались величайшие писатели. Жизнь иногда заставляет отказаться не от нее самой, а от той оболочки, в которой человек известен в окружающей его с р е де, и назревает необходимость убить эту оболочку. Тогда выход в симулировании самоубийства, а жизнь начинается в новой оболочке, жизнь заманчивая, полная не известности и возможных приключений. Читатель припоминает, конечно, мотив «Живого трупа» Толстого, «Маттио Паскаля» Пиранделло. Если из современной литературы и приведу еще ссылку на «Zero (1927) английского писателя Коллин- зон Оуэна, то этими примерами мы можем ограничиться для введения романа Ан дерсена в ряды этой темы. Бостонский журналист Стоктон уходит от своей обс.лоч- ки и становится вольным и новым человеком, попадающим в другую струю жизни, уносящую его в строй других переживаний, настроений и профессий... Роман заканчивается неопределенно— взрывом смеха негритянок,— но такая концовка, оставляющая без ответа вопрос «а что же дальше?»— наиболее и отве чает всей психологической структуре самой темы. Ведь если бы автор повел своего героя дальше, ему может быть пришлось бы заставить его симулировать сам о убийство второй раз, как это сделал Пиранделло... Минуя остальные романы Андерсена («Windy Mepherson’s so n » 1916, «Poor Whte» 1920, «Many mariages» 1922), перейдем к крупнейшему современному романисту Америки Синклеру Льюису (р. 1885). На большую дорогу самостоятельности творческой С. Льюис вышел не с р а зу. Он, как и всякий начинающий писатель в Америке, прежде всего пошел по пути short story . обаяние предшественников слишком властно. Н о новеллы Льюиса це ликом подражательны, как и его единственная пьеса «Hobo hemia»(1919) Школа журналиста и газетного корреспондента в свою очередь вела его на путь новеллы, но в 1914 г. Льюис сделал первый шаг к большой форме и написал роман «Наш ми стер Ренн», не выходящий за пределы традиций американских классиков, так что даже действие повествования разыгрывается частью в Америке, частью в Европе Н о уже в этом произведении намечается о о р а з девушки, который пройдет через ряд романов Льюиса. Второй роман «Полет сокола» (1915) обнаруживает значи тельно большую самостоятельность. Во-первых, герой Карл Эриксон не пародия, каким был Ренн, взятый без биографии с тротуаров Нью-Йорка и поставленный в условия довольно комических приключений, а подлинный герой в стиле американ ской авантюрной традиции. Ответом на требования времени звучит то, что Эрик сон летчик, отважный воздухоплаватель, совершающий рекордный полет, как бы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2