Сибирские огни, 1929, № 3

темные, забитые, опутанные сектантскими проповедниками фермеры прыгают по веревочке, концы которой держат ханжи, негодяи, эксплоататоры-богачи, строя ­ щие железную дорогу и наживающие огромные капиталы на темноте своих р а б о ­ чих. Фабула, развертывающаяся на столь безотрадном фоне, проста: юноша влюбил­ ся в девушку, которую взял до брака, но узнавшие об этом блюстители морали натравили толпу на виновника, которая его избила; девушку же они затравили за то, что она совершила «грех», взыскан"- Mi уже с ее мужа. Дело, конечно, не в ф а ­ буле, а в тех бытовых деталях, котор11%*ч8эбраны вместе в одну большую и страш ­ ную картину жизни и интересов «цивилизованных» дикарей, пользующихся автомо­ билями и прочими достижениями техники, но так безнадежно оболваненных во славу бога и капитала. Роман Стриблинга «Драма крови» развертывается тоже в обстановке южного штата и повествует о печальной судьбе молодого, способного негра Питера Синера, поднявшегося над уровнем среды своих соотечественников, но не могущего проникнуть в замкнутый круг «культурных» белых, презирающих «черных» и отказывающих им в «благах цивилизации». Стриблинг остро ставит актуальные проблемы американской общественно­ сти и всегда находит яркие образы для воплощения своих прогрессивных убежде­ ний, поэтому его произведения и приобретают такую же социальную значимость, как деятельность кружка Менкена. . В этой же линии традиций следует упомянуть и о ряде произведений, свя­ занных с другой этнографической проблемой Америки. В сущности, население С о ­ единенных Штатов этнически конгломератно: эммигранты из всех стран ежегод­ но вливаются потоками в Америку. Они неизменно во втором-третьем поколении растворяются в общей массе американцев. Одной из наиболее значительных эм- мигрантских групп являются евреи, скученно населяющие кварталы Ист-Сайда в Нью-Йорке. Конечно, такая значительная группа, выступающая ярким пятном свое ­ образия на общем фоне, не мог‘ла не найти своего отражения в художественной литературе. Судьбы евреев— преймущественно выходцев из России— занимают вни­ мание многих. Ведь эти эммигранты попали в более трудное положение в Амери­ ке, чем все иные. Тяжкий «гнет поколений» требует своих жертв. И драматичность коллизии сама по себе становится эпической темой. Среди многих книг на эту тему заслуживают упоминания романы: Кагана— «Карьера Левинского», Берты Пирл «Сара и ее дочь», М. Энтин «Страна обетованная», Эдны Фербер «Самостоятельная Фанни», Нат. Ф ербер «Троттуары Нью-Йорка», Уолдо Франка «Перекресток» и Эндзи Езерской «Гнет поколений», «Гордая нищенка», «Саломея с задворков» и др. 3. Большая литература современной Америки представлена немногими круп­ ными именами, но они, как форпостные бойницы, твердо занимают свои художе ­ ственные позиции, прикрывая неисчислимое множество писателей всех степеней таланта и значения, наводняющих романами и нбвеллами журналы, газеты, книги с чисто американской продуктивностью. Американская литература молода, но обильна и каждый день ее ряды попол­ няются новыми адептами, выдвигаемыми порой совершенно исключительными о б ­ стоятельствами. Так, например, совершивший блестящий перелет через океан из Америки в Европу Линдберг выпустил сразу же книгу об этом событии («Мы») и эта книга имела сумасшедший успех. В два месяца разошлось около тридцати из­ даний. Что ж, стал ли от этого Линдберг писателем? Обогатил он своей книгой американскую литературу? Показателен ли тираж для определения литературной значимости и художественной ценности автора? Конечно, нет! Сенсация, психоз могут раздуть тираж, вознести автора на вершины минутного торжества, но литературные достоинства писателя не ими и з ­ меряются. С другой стороны, замалчивание, шипение и озлобленное непризнание обществом того или иного писателя не умаляют его значения. В Америке Эптон Синклер не пользуется «любовью» в буржуазных читательских слоях, но это ни­ сколько не отменяет его социальной значимости. На ряду с ним Генри Льюис Мен- кен (р, 1880) является одиознейшей фигурой в глазах всех ханжей, лицемеров и трусов. Вокруг этого публициста и его журнала « Hmerican Mercury» сгруппировался небольшой кружок писателей, соединяющих талант с честностью передовых убеж ­ дений. О Теодоре Дрейзере, старейшем представителе современного реализма в Аме­ рике, речь была выше. Другим «старшиной» кружка Менкена является Шервуд Ан­ дерсен (р. 1876), едва ли не крупнейшее лирическое дарование современной амери­ канской литературы. Лиризм этого писателя нашел выход не только в двух сборни­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2