Сибирские огни, 1929, № 3
темные, забитые, опутанные сектантскими проповедниками фермеры прыгают по веревочке, концы которой держат ханжи, негодяи, эксплоататоры-богачи, строя щие железную дорогу и наживающие огромные капиталы на темноте своих р а б о чих. Фабула, развертывающаяся на столь безотрадном фоне, проста: юноша влюбил ся в девушку, которую взял до брака, но узнавшие об этом блюстители морали натравили толпу на виновника, которая его избила; девушку же они затравили за то, что она совершила «грех», взыскан"- Mi уже с ее мужа. Дело, конечно, не в ф а буле, а в тех бытовых деталях, котор11%*ч8эбраны вместе в одну большую и страш ную картину жизни и интересов «цивилизованных» дикарей, пользующихся автомо билями и прочими достижениями техники, но так безнадежно оболваненных во славу бога и капитала. Роман Стриблинга «Драма крови» развертывается тоже в обстановке южного штата и повествует о печальной судьбе молодого, способного негра Питера Синера, поднявшегося над уровнем среды своих соотечественников, но не могущего проникнуть в замкнутый круг «культурных» белых, презирающих «черных» и отказывающих им в «благах цивилизации». Стриблинг остро ставит актуальные проблемы американской общественно сти и всегда находит яркие образы для воплощения своих прогрессивных убежде ний, поэтому его произведения и приобретают такую же социальную значимость, как деятельность кружка Менкена. . В этой же линии традиций следует упомянуть и о ряде произведений, свя занных с другой этнографической проблемой Америки. В сущности, население С о единенных Штатов этнически конгломератно: эммигранты из всех стран ежегод но вливаются потоками в Америку. Они неизменно во втором-третьем поколении растворяются в общей массе американцев. Одной из наиболее значительных эм- мигрантских групп являются евреи, скученно населяющие кварталы Ист-Сайда в Нью-Йорке. Конечно, такая значительная группа, выступающая ярким пятном свое образия на общем фоне, не мог‘ла не найти своего отражения в художественной литературе. Судьбы евреев— преймущественно выходцев из России— занимают вни мание многих. Ведь эти эммигранты попали в более трудное положение в Амери ке, чем все иные. Тяжкий «гнет поколений» требует своих жертв. И драматичность коллизии сама по себе становится эпической темой. Среди многих книг на эту тему заслуживают упоминания романы: Кагана— «Карьера Левинского», Берты Пирл «Сара и ее дочь», М. Энтин «Страна обетованная», Эдны Фербер «Самостоятельная Фанни», Нат. Ф ербер «Троттуары Нью-Йорка», Уолдо Франка «Перекресток» и Эндзи Езерской «Гнет поколений», «Гордая нищенка», «Саломея с задворков» и др. 3. Большая литература современной Америки представлена немногими круп ными именами, но они, как форпостные бойницы, твердо занимают свои художе ственные позиции, прикрывая неисчислимое множество писателей всех степеней таланта и значения, наводняющих романами и нбвеллами журналы, газеты, книги с чисто американской продуктивностью. Американская литература молода, но обильна и каждый день ее ряды попол няются новыми адептами, выдвигаемыми порой совершенно исключительными о б стоятельствами. Так, например, совершивший блестящий перелет через океан из Америки в Европу Линдберг выпустил сразу же книгу об этом событии («Мы») и эта книга имела сумасшедший успех. В два месяца разошлось около тридцати из даний. Что ж, стал ли от этого Линдберг писателем? Обогатил он своей книгой американскую литературу? Показателен ли тираж для определения литературной значимости и художественной ценности автора? Конечно, нет! Сенсация, психоз могут раздуть тираж, вознести автора на вершины минутного торжества, но литературные достоинства писателя не ими и з меряются. С другой стороны, замалчивание, шипение и озлобленное непризнание обществом того или иного писателя не умаляют его значения. В Америке Эптон Синклер не пользуется «любовью» в буржуазных читательских слоях, но это ни сколько не отменяет его социальной значимости. На ряду с ним Генри Льюис Мен- кен (р, 1880) является одиознейшей фигурой в глазах всех ханжей, лицемеров и трусов. Вокруг этого публициста и его журнала « Hmerican Mercury» сгруппировался небольшой кружок писателей, соединяющих талант с честностью передовых убеж дений. О Теодоре Дрейзере, старейшем представителе современного реализма в Аме рике, речь была выше. Другим «старшиной» кружка Менкена является Шервуд Ан дерсен (р. 1876), едва ли не крупнейшее лирическое дарование современной амери канской литературы. Лиризм этого писателя нашел выход не только в двух сборни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2