Сибирские огни, 1929, № 3
ского общества, выпукло обрисовать все мерзости и противоречия его системы эксплоатации труда и потрясти читателя нагромождением контрастовых планов: от мирных полей Калифорнии, где созревает пшеница, до грохочущих фабрик и заводов огромных городов— спрутов, где она претворяется в звонкое золото, льет ся в громадные резервуары банков, питает систему подлой наживы одних и обхо- дит карманы тех, которые плоть и кровь свою отдали на претворение ее в богат ство. Первая часть трилогии, «Осьминог», вышла в 1901 г. и охватывает первона чальную стадию производства: миллионы тонн золотого зерна поступают на плат формы железнодорожных нагонов, чтоб быть перекинутыми на восток. Мирному труду земледельцев противопоставляется жестокая эксплоататорская организация железнодорожного общества и символически рисуется знакомый Европе конфликт между сельско-хозяйственными и индустриальными формами хозяйства, между трудом и капиталом, между миром природы и войной городской культуры. Вторая часть, «Колодезь», обнажает гнусный процесс спекуляции на хлебной бирже в Чикаго. Здесь широкими мазками набросана потрясающая картина городских от ношений среди дельцов для которых доллар является единственным решающим законодателем. Третья часть, «Волк», осталась ненаписанной. Таким образом Н о рри с темой о пшенице сразу охватил в один круг всю пред шествующую ему тематику, обобщил разбросанные элементы, имея возможность показать читателю и «запад», и конфликт хозяйственных ф орм , .и противоречи вость классовых интересов, и психологию дельцов, и быт провинциальных ферме ров, и нравы буржуазных спекулянтов, увенчав все это огромной значительно стью фабулы, построенной на отражении самых актуальных интересов американ ского общества. И даже Европа не забыта в предположенной третьей части, она только обращена к Америке не той стороной, на которой цветут титулы жени хов и красота женщин, а той, где голодают люди и ждут помощи из-за океана. Социальная значимость этих романов Н орри са не подлежит сомнениям, а как литературное произведение, они оказали решительное влияние на творчество Эптона Синклера (р. 1878), который всю свою социальную сущность выводит из приемов и стиля Фр. Н орриса , расширяя и дополняя ее публицистикой и коррек тивом миросозерцания социалиста. Скромные размеры художественного дарова ния Э. Синклера не позволили занять место самостоятельного мастера в амери канской литературе, но боевые его тенденции выдвигают Э. С. на аванпосты аме риканской художественной литературы, толкают на разработку социальных, тем иод углом зрения интересов трудящихся. Многочисленные его романы одн о обр а з ны по тематике и обнаруживают значительное влияние и Джека Лондона и Д. Гр. Филлипса, особенно там, где Синклер принужден иметь дело с обрисовкой женских характеров. Однако, такие романы Синклера, как «Джимми Хиггинс», «Нефть» и последний «Бостон», рисующий обстоятельства вопиющего дела Сакко и Ванцетти, являются большими перепутьями в истории развития реали стической тематики американского романа. Э. Синклер стоит несколько особня ком в современных группировках американской литературы, хотя и принадлежит к кружку Менкена, о котором речь будет ниже. Н о крайности и последователь ность взглядов этого писателя, его решительность и бесстрашие в трактовке тем и любовь к правде— определяют его своеобразную и заслуженную роль «совести» американской литературы сегодняшнего дня. Роль Давида Грэхэма Филлипса в истории американской прозы несколько своеобразна. Он тоже «натуралист» и выученик Золя, но он теснее связан с тра дицией почвенно американского романа, чем Норрис и эта ограническая связь с Хоуэллсом, Г. Джемсом и бытовиками провинции (Маргарита Деланд, Кэбл, Рич. Гардинг, Дэвис и др.) определяют его тематику. Филлипс не гонится за широко- обобщающими социальными картинами, его полотна меньше, но зато написа ны густыми красками, что и выдвинуло его в первые ряды творцов современной реалистической прозы. Отдавая дань «Историей одного мужа» тематике Джемса, он в новом освещении рисует «случай» европейского увлечения американки. Страдаю щим лицом является муж и не потому, что ему изменяет жена, а потому, что их брак— пустышка и служит препятствием к позднему, но искреннему счастью героя. Проблема брака вообще занимает Филлипса и все его романы намечают то или иное его решение. Н о главное произведение этого романиста— двухтомная «История падения и возвышения Сюзанны Ленокс»— развертывает в деталях «про блему женщины» в Америке. Кем и чем может быть женщина в этой «свободной» стране? Женой, работницей и проституткой!— отвечает автор и с напряженным вниманием следит за судьбой Сюзанны, убежавшей от мужа, работающей на кар тонной фабрике, подвергаясь приставаниям мастеров и начальства и попадающей, наконец, на тротуар. Это ее падение. Ниже упасть нельзя. Н о есть ли выход? И Филлипс находит, что выход только при очень счастливом стечении обстоятельств
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2