Сибирские огни, 1929, № 3

Как уже было указано, тверже других стал на ноги жанр приключенческого романа, связанный с основными линиями общественно-политических интересов з а ­ воевателей запада, и Ф. Купер надолго занял место непревзойденного мэтра, во ­ круг которого росли и увядали подражатели. Великий основоположник американ­ ской прозы Броун наметил всего лишь два жанра, которые и разрабатывались: общественно-психологический роман с основной проблемой «злодея» и искупле­ ния вины во всех разновидностях и того же авантюрно-бытового романа, кото­ рый до Купера был представлен этим автором в книге « Edgar Huntley », где при­ ключенческая романтика смешана с описанием быта индейцев и все сплетено из­ любленной Броуном проблемой загадочности, злой воли и даже лунатизма ге­ роев... В пределах той же проблематики, но с большей установкой на самоанализ и психологизм протекло и творчество Хаусорна. Свет литературной культуры в Америке шел с востока и из-за густых туч английского исторического романа, лишь постепенно проникая на запад, где он и будил свежие, дремавшие еще силы. Марк Твэн был одним из выходцев штата Миссури, города, фермы и пейзаж которого нашли свое отражение в его приклю­ ченческих романах, подкупающих свежестью и новизной содержания. Но Марку Твэну его гений юмориста давал право на известную жанровую небрежность. Его романы не каноничны и технических вопросов американской литературы не р е ­ шили. Значительно большее влияние на кристаллизацию большой формы Америки оказал другой «западник» Вильям Дин Хоуэлле (1837-1920). В противоположность «трансценденталистам», вывариваемым Эмерсоном в соку религиозно-нравственных вопросов, Хоуэлле основывает литературно-худо жественную школу реализма густо социальной окраски, традиция которой жива до сего дня. Образованнейший человек своего времени, Хоуэллес выступил реши­ тельным противником всякого сентиментализма и первый указал настоящее место произведению Бичер Стоу в ряду художественных ценностей. Сам он прошел большую школу европейских классиков и едва ли не первый в американской ли­ тературе выдвинул Л. Толстого, как образец романного мастерства. Его требЪва- тельность к себе и другим создала ему репутацию «Бостонского диктатора», но эта диктатура была благодетельной для всей американской литературы. Реализм Хоуэллса простирался не только на приемы творчества, но и на все миросозерца­ ние писателя, составляющего редкое в Америке явление религиозной независимо­ сти и самостоятельности в вопросах морали. Правда, его этика формулирует де­ мократические воззрения американской буржуазии и строится на устоях капита­ листического общества, но это обстоятельство не обесценивает исторической з а ­ слуги Хоуэллса, прочно связавшего литературные отражения с основными на­ строениями общества. Романом «Сайлас Лепхам» («Silas Lapham» 1884) Хоуэлле положил твердое основание американскому социально-биографическому роману, выведя впервые тип self-made man 'a , прокладывающего себе дорогу к богатству и благополу­ чию средствами чисто американской предприимчивости, и не теряющего муже­ ства при неудачах, крахах, временной нужде и долгих обходах для восстановле­ ния потерянного. Этим романом был создан канон бытописания буржуазных слоев американских спекулянтов и бизнисменов, поднимающихся из пастухов в мил­ лиардеры. И если мы возьмем в руки любой современный роман среднего амери­ канского автора, рассказывающего социальную биографию своего героя, мы не­ изменно встретим черты Сайласа в литературном портрете энергичного янки. Таким образом , тип и характер нового литературного героя Америки был создан и выставлен надолго, как образец. Жанр был также определен и указан ряд хороших «классических» приемов. Оставалось варьировать и комбинировать аксессуары и дать тщательную мотивировку психологии героя. Этот пробел во с ­ полнил Генри Д>кемс (1843-1916), которого как англичане, так и американцы счи­ тают «своим», потому что он, американец из Нью-Йорка, писавший о б американ­ цах и их жизни, переселился в Англию, принял английское подданство и не избе­ гал сюжетов из жизни бриттов в своем плодовитом творчестве. Джемс также прошел европейскую школу и пересадил приемы Флобера, Золя и Томаса Харди на почву американского романа. Однако, Джемс больше все­ го интересуется переживаниями своих литературных персонажей и уделяет им максимум внимания и места. Отсюда линия углубления в американском романе, переведенном Джемсом на рельсы психологических характеристик, которые у с о ­ временных авторов, как мы увидим ниже, достигают порой патологических р а з ­ меров. Если Хоуэлле создал тип дельца и рассказал, какими путями он пришел к миллионам и к почетному месту в буржуазном обществе Америки, то Г. Джемс дал нюансированные «психограммы» уже занимающих свои положения американ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2