Сибирские огни, 1929, № 3
просто потому, что молодой квакер никак не чувствовал «величия» ^ силы рыцар ских нравов средневековой Англии, но заго великолепно знал, чем живет и пи тается общество его страны. И романтизм англичан ослаб под напором струи реа лизма Броуна, выдвинувшего, например, в первом своем романе « f l lc u ln » такой актуальный для американцев вопрос, как «право женщины на свободу развода», если ее супруг не обладает необходимыми гражданскими добродетелями, отвечаю щими потребностям молодой демократии. Чарльз Брокден Броун вышелушил из «романов ужасов» англичан проблему «зла» и поставил ее под двойственное освещение интересов американского общ е ства, примирявшего благочестие и смирение со звериными аппетитами буржуа . С точки зрения деловой американской буржуазии , былые «грешники» пуритан по теряли всякий общественный интерес, зато проблема «вины и искупления» злой в о ли и ее парализования приобретала огромное социальное значение, и Броун от крыл большую область американским писателям именно психологичностью подхо да к проблемам морали. В самом деле, непосредственно к Броуну примыкают два величайших основателя американской литературы— Хау сорн и Эдгар По. Для обоих проблема «злой воли* в человеке, проблема неодолимости злого начала послужила идейным содержанием всего их творчества. Броун несколько забежал вперед развитию американской прозы и жанр его романов не нашел непосредственных продолжателей. В связи с учащавшимся рит мом жизни американских промышленных центров на очередь исторически высту пила другая форма , как порождение непосредственного отклика на интересы о б щества. Романами из Англии рынок был достаточно насыщен, а отражение ме стных интересов нашло выход на газетно-журнальных столбцах, вскоре давших место и небольшим беллетристическим произведениям, так называемым, « short story » — коротким рассказам на самые боевые и злободневные темы. В амери канской литературе эти формы « short story » укрепляются прочно и надолго и связываются преимущественно с городской тематикой, рассчитывают на чита теля «с нервами и пониманием». Рождением своим этот жанр обязан Вашингтону Ирвингу (1783-1859). Он первый утвердил его. своими прекрасными, зачастую сатирически окрашенными новеллами, полными юмора и живых типов, срисованных с действительности. Его любимый комический герой старик-археолог Дидрик Никербокер («История Нью- Йорка») стал образцом юмористического персонажа , преображенные копии с к о торого мы находим и у Марка Твэна и у современных сатириков. Ирвинг собирал легенды и предания, которые он умело вплетал в свои новеллы, всегда насыщен ные пейзажем. И эти стороны творчества Ирвинга имели большое значение в истории развития американской литературы. Пейзаж особенно играет роль в пе риоды становления литературы на самостоятельные ноги, и образцы Ирвинга пи тали и Э. По, и Брэт-Харта, и М. Твэна. Однако, Ирвингу чужды серьезные соци альные вопросы и поэтому его роль в истории реалистической прозы Америки ограничивается этими формальными сторонами. На тематике Броуна и на ф ормах Ирвинга воспиталось своеобразное д а р о вание Натаниэля Х ау сорн а (1804-1864), этого американского предтечи Бодлэра, вдохновителя Э. По и основателя «психологизма» в молодой литературе Америки. Мотивы мрачной эпохи пуританства с его нетерпимостью, неистовством и даже «ведьмовским процессом», в котором предок Хаусорна играл одну из прокурорских ролей, сочетаются у этого автора с проблематикой его современности и из этой смеси вырастает жуткая тематика его новелл и романов. Все та же проблема зла, проблема «преступления и искупления» занимает Хаусорна , но он ее разрабатыва ет в отражении переживаний персонажей его творчества. Навязчивой фигурой вы ступает человек, творящий зло из потребности проявить свою порочную натуру, обусловленную наследственностью и воспитанием, и мучениями совести искупаю щий свою вину. Демонические натуры Х ау сорн а развертываются, однако, в опре деленной социальной обстановке, и весь их «байронизм» весьма крепко связан с бытом и нравами Америки эпохи пуританизма. Это отступление в историческое прошлое Хаусорн делает в иных своих романах и, как мы это увидим ниже, укре пляет традицию «разбега» в произведении. Также и тема вырождения в поколе ниях семьи, основатель которой купил двое благополучие ценою преступления, найдена впервые Хаусорном в романе «Дом о семи шпилях». Этот мотив иску пления греха отцов детьми и внуками во всех разновидностях прошел через аме риканскую прозу от «Падения дома Эшеров» — Э. П о до недавнего романа Хер- гешеймера — «Три черных Пенни»... Эта же тема ответственности за вину пред ков разработана Хаусорном и в других его романах («Красная буква», «М р ам ор ный фавн»). Н о Хаусорн не чуждался современности и ее настроений, о чем сви детельствуют роман «Блитдэйл» и все его новеллы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2