Сибирские огни, 1929, № 3

просто потому, что молодой квакер никак не чувствовал «величия» ^ силы рыцар­ ских нравов средневековой Англии, но заго великолепно знал, чем живет и пи­ тается общество его страны. И романтизм англичан ослаб под напором струи реа ­ лизма Броуна, выдвинувшего, например, в первом своем романе « f l lc u ln » такой актуальный для американцев вопрос, как «право женщины на свободу развода», если ее супруг не обладает необходимыми гражданскими добродетелями, отвечаю­ щими потребностям молодой демократии. Чарльз Брокден Броун вышелушил из «романов ужасов» англичан проблему «зла» и поставил ее под двойственное освещение интересов американского общ е ­ ства, примирявшего благочестие и смирение со звериными аппетитами буржуа . С точки зрения деловой американской буржуазии , былые «грешники» пуритан по­ теряли всякий общественный интерес, зато проблема «вины и искупления» злой в о ­ ли и ее парализования приобретала огромное социальное значение, и Броун от­ крыл большую область американским писателям именно психологичностью подхо­ да к проблемам морали. В самом деле, непосредственно к Броуну примыкают два величайших основателя американской литературы— Хау сорн и Эдгар По. Для обоих проблема «злой воли* в человеке, проблема неодолимости злого начала послужила идейным содержанием всего их творчества. Броун несколько забежал вперед развитию американской прозы и жанр его романов не нашел непосредственных продолжателей. В связи с учащавшимся рит­ мом жизни американских промышленных центров на очередь исторически высту­ пила другая форма , как порождение непосредственного отклика на интересы о б ­ щества. Романами из Англии рынок был достаточно насыщен, а отражение ме­ стных интересов нашло выход на газетно-журнальных столбцах, вскоре давших место и небольшим беллетристическим произведениям, так называемым, « short story » — коротким рассказам на самые боевые и злободневные темы. В амери­ канской литературе эти формы « short story » укрепляются прочно и надолго и связываются преимущественно с городской тематикой, рассчитывают на чита­ теля «с нервами и пониманием». Рождением своим этот жанр обязан Вашингтону Ирвингу (1783-1859). Он первый утвердил его. своими прекрасными, зачастую сатирически окрашенными новеллами, полными юмора и живых типов, срисованных с действительности. Его любимый комический герой старик-археолог Дидрик Никербокер («История Нью- Йорка») стал образцом юмористического персонажа , преображенные копии с к о ­ торого мы находим и у Марка Твэна и у современных сатириков. Ирвинг собирал легенды и предания, которые он умело вплетал в свои новеллы, всегда насыщен­ ные пейзажем. И эти стороны творчества Ирвинга имели большое значение в истории развития американской литературы. Пейзаж особенно играет роль в пе­ риоды становления литературы на самостоятельные ноги, и образцы Ирвинга пи­ тали и Э. По, и Брэт-Харта, и М. Твэна. Однако, Ирвингу чужды серьезные соци­ альные вопросы и поэтому его роль в истории реалистической прозы Америки ограничивается этими формальными сторонами. На тематике Броуна и на ф ормах Ирвинга воспиталось своеобразное д а р о ­ вание Натаниэля Х ау сорн а (1804-1864), этого американского предтечи Бодлэра, вдохновителя Э. По и основателя «психологизма» в молодой литературе Америки. Мотивы мрачной эпохи пуританства с его нетерпимостью, неистовством и даже «ведьмовским процессом», в котором предок Хаусорна играл одну из прокурорских ролей, сочетаются у этого автора с проблематикой его современности и из этой смеси вырастает жуткая тематика его новелл и романов. Все та же проблема зла, проблема «преступления и искупления» занимает Хаусорна , но он ее разрабатыва­ ет в отражении переживаний персонажей его творчества. Навязчивой фигурой вы­ ступает человек, творящий зло из потребности проявить свою порочную натуру, обусловленную наследственностью и воспитанием, и мучениями совести искупаю­ щий свою вину. Демонические натуры Х ау сорн а развертываются, однако, в опре ­ деленной социальной обстановке, и весь их «байронизм» весьма крепко связан с бытом и нравами Америки эпохи пуританизма. Это отступление в историческое прошлое Хаусорн делает в иных своих романах и, как мы это увидим ниже, укре­ пляет традицию «разбега» в произведении. Также и тема вырождения в поколе­ ниях семьи, основатель которой купил двое благополучие ценою преступления, найдена впервые Хаусорном в романе «Дом о семи шпилях». Этот мотив иску­ пления греха отцов детьми и внуками во всех разновидностях прошел через аме­ риканскую прозу от «Падения дома Эшеров» — Э. П о до недавнего романа Хер- гешеймера — «Три черных Пенни»... Эта же тема ответственности за вину пред­ ков разработана Хаусорном и в других его романах («Красная буква», «М р ам ор ­ ный фавн»). Н о Хаусорн не чуждался современности и ее настроений, о чем сви­ детельствуют роман «Блитдэйл» и все его новеллы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2