Сибирские огни, 1929, № 3

Реалисты современной амери­ канской прозы (Real ists of the Modern Amer ican Prose) 1 . Под американской литературой принято понимать художественную продук­ цию Северо-Американских Соединенных Штатов, в отличие от прочих литератур Северной и Южной Америк. В о всякой литературе решающим национальным при­ знаком является язык, на котором говорит и пишет народ. И если относительно ряда литератур Средней и Южной Америки только теперь начинает возникать во ­ прос об известном обособлении оторвавшихся и живущих своей жизнью в новых условиях языков — испанского и португальского, — то в вопросе об «американ­ ском» языке сомнений больше нет. Язык, на котором говорят в штатах, на котором пишут поэты и писатели, перестал уже быть английским; фонетически, лексически, семантически и синтак­ сически «американский» язык обособился от английского. Таким образом , у аме­ риканской литературы есть не только обще-культурные, но и лингвистические предпосылки. Правда, в Америке как сама литература, так и ее орудие — язык — отличаются большей молодостью, чем литературы и языки в любой из стран Ев­ ропы, но в самой свежести, «новизне» этого вида культуры лежит до известной степени об ’яснение буйности роста, многоликости и своеобразной азартности творчества американских поэтов и писателей, зачастую пробивающих новые тро ­ пинки в области чисто лингвистических конструкций. В этом отношении необхо ­ димо признать выдающимися заслуги не только Эмерсона и У. Уитмена, но и ка­ ждого американского поэта и прозаика, непрерывно работающих над проблемами языка и стиля. В общем потоке литературной продукции это явление не бросает­ ся резко в глаза, как естественное и скованное композицией или формой стиха, но стоит взять в руки такую книгу, как «Американский язык» Менкена, где все элементы выделены, подчеркнуты и классифицированы именно, как система языка, как самостоятельное лингвистическое целое американцев, и полноценность и зна­ чимость проделанной за столетие работы выступит с убедительной ясностью пе­ ред каждым. Судьбы американской литературы органически связаны с политической, экономической и социальной историей Америки со времен ее колонизации англи­ чанами. «Пионеры», отплывавшие из Европы на неуклюжих пузатых кораблях в заповедную страну нетронутых богатств и неисчислимых возможностей, привезли с собой в Америку, на ее восточное побережье, ставшее надолго основной базой колонистов, свое пуританское мировоззрение вместе с «цивилизованными» мето­ дами порабощения туземцев, вместе с порохом и огнестрельным оружием... Но пуритане отличались, как известно, догматической строгостью нравов и огромной нетерпимостью ко всем видам искусства и творчества. Единственное исключение допускалось для духовных гимнов, молитв и песнопений, которые в творческом отношении являются, несомненно, наиболее бесплодными и никакой л и т е р а т у р ы породить не в состоянии. Поэтому «пионерский» п< риод американской истории

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2