Сибирские огни, 1929, № 3

шилось его отменить, несмотря на требования предпринимателей. И, поэтому, «По­ ложение о мерах к восстановлению нормального хода работ в промышленных пред­ приятиях», изданное 31 июля 1918 г., в принципе, — правда, робко,^ как бы ми­ моходом __ установило 8-ми часовой рабочий день. Правительство Колчака тоже не решалось открыто посягнуть на восьмичасовой рабочий день. Наоборот, оно де­ лало даже вид, что будто собирается обеспечить рабочему восьмичасовой рабочий день в законодательном порядке. Министерство труда, уверяли, разрабатывает со­ ответствующий законопроект. Но закон так и не увидел света. Поход против восьмичасового рабочего дня начался сейчас же, как только бе­ лые стали у власти, как только буржуазия почувствовала себя вновь хозяином страны. Уже 20 июля 1918 года на медных рудниках «Улень» было об’явлено об увеличении рабочего дня до 10 часов. Администрация Анжерских копей 2G июля также отдала приказ об увеличении рабочего дня для подземных рабочих на 2 часа. Рабочий день был увеличен и на Черемховских копях, что вынудило рабочих в тре­ бованиях, нред’явленных главному управлению копей, вставить «обязательное со­ хранение восьмичасового рабочего дня во всех категориях труда». В более крупном масштабе поход на рабочий день начался осенью 1918 г., когда власть белых успела несколько упрочиться. Тогда временное сибирское пра­ вительство ввело на железных дорогах сиетему сдельной и поверстной оплаты тру­ да, сопровождавшейся резким снижением заработной платы и приведшей к увеличе­ нию рабочего дня. Происходившие в сентябре 1918 г. с’езды рабочих, служащих и мастеровых железных дорог категорически высказались против сдельщины. «Институт сдельных работ ведет к понижению заработной платы рабочих и сводит на-нет заявление о сохранении восьмичасового рабочего дня», — таков ос­ новной мотив принятых на с’ездах резолюций. С’езд рабочих и мастеровых Том­ ской ж. д. в качестве боевого требования также выдвинул «сохранение восьмичасо­ вого рабочего дня, как одного из главных завоеваний революции». Несмотря на решительные протесты со стороны рабочих, система сдельной и поверстной оплаты труда все же была введена. В ответ на это в октябре по же­ лезным дорогам прокатилась волна забастовок, Военными мерами правительство ликвидировало забастовки. Рабочие не добились отмены сдельщины, были лишь не­ сколько изменены и увеличены расценки, а восьмичасовой рабочий день перестал быть нормой трудового рабочего дня железнодорожников, он служил только нормой для расчетов. Фактически же рабочий день для железнодорожников составлял от 9 до 11 и более часов. Генерал Гайда, напр., издал 11 июня 1919 года по Пермской дороге приказ, обязывающий каждого железнодорожника в принудительном поряд­ ке работать ежедневно сверхурочно не менее 3 часов. Сверхурочные полагалось оплачивать в полуторном размере. На деде же, как »то установилось на Томской ж. д., сверхурочные оплачивались только час за час. Бывало, что рабочий за сверхурочные часы ничего не получал. «Стрелочники и промывальщики на ст. Иннокентьевская, — читаем мы в докладе зав. отделом тру­ да Боровского, — вместо полагающихся 204 часов, вынуждены были работать 244 часа в месяц, не получая ничего за лишние часы». Восьмичасовой рабочий день был отменен также у водников. В начале апреля 1919^ года на всех судах, плавающих по рекам Западной Сибири, восьмичасовой ра­ бочий день (3 вахты) был заменен 12-ти часовым (2 вахты). Прежний рабочий день был сохранен только для кочегаров. Обычное сокращение рабочего дня накануне праздников также отменили. Управляющий 1урьевским заводом об’явил 24 октября 1918 г. о недопустимости сокращения рабочего дня перед праздниками. То же произошло на руднике Копи- куза (нынешний Кузбасс) и на ряде других предприятий. Увеличение, рабочего дня узакоиялось военной властью. В одном из своих приказов генерал Гайда деклариру­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2