Сибирские огни, 1929, № 3
нечно, мог бы прекрасно иллюстрировать ледовые опасности Северного Морского Пути. Речь идет об одной экспедиции, описание которой имеется у Л. Брейтфуса. Экспедиция эта в составе 8 человек в сентябре 1900 года вышла на яхте «Мечта» из Маточкина Шара в Карское лоре, где была затерта льдом и начала дрейфовать сначала от берега, затем к югу. Видя, что, оставаясь на яхте, экспедицию ожидает гибель, личный ее со став 27 сентября покинул «Мечту» и с одной шлюпкой, нагруженной провиантом и самым необходимым, двинулся по льду к берегу Новой Земли. Под беретом оказался быстро движущийся лед, а жестами большие полыньи, через которые нельзя было пере браться на маленькой лодке, к тому же получившей пробоину на дне. В таком поло жении, как принято выражаться оффициальным языком, между жизнью и см^яыо участники этой экспедиции терпели неимоверные лишения, будучи постоянно голод ными, холодными и мокрыми. Лишившись последней провизии и теплого платья (? ) и потеряв всякую надежду на спасение, ода в конце-концов совершенно неожиданно- были принесены со льдом к берегу Новой Земли, к месту, где стояло несколько само едских чумов. Самоеды подвезли лодку и сняли несчастных со льда. И вот здесь-то льды подшутили: произошел случай, пожалуй не имеющий при мера в истории мореплавания,— через несколько дней к этому же месту принесло со льдом и яхту «Мечта», с которой удалось снять провиант и все ценное. Верный ко рабль, который бросил храбрый экипаж с начальником экспедиции во главе, от кото рого люди в панике бежали, в течение двух недель сделав с помощью дрейфа льдов около 200 верст, не хотел быть брешенным, служил до конца и, неуправляемый, до ставил вверенный ему груз продовольствия своим неблагодарным хозяевам. Я не потревожил бы светлой памяти яхты «Мечта», если бы экспедиция на ней не возглавлялась... ХУДОЖНИКОМ А. А. БОРИСОВЫМ, ставшим после этого путеше ствия северной известностью. Находя некоторое об’яснение причины нелюбви Борисова к Карскому морю в личных впечатлениях художника-от поездки 1900 года, мы не отвечали на выступле ние его в прошлом году. Теперь же нельзя не отвечать, ибо характер последнего вы ступления А. Борисова не может быть об’ясненным таким образом. Как видно из сказанного, приведенные в статье Борисова, нарочито подобран ные, случаи различных неудач на Северном Морском Пути или не имеют к торговым операциям этим путем никакого отношения, или решительно противоречат истине, или освещаются неверно с замалчиванием истинной причины неудачи. В целой же всю часть статей Борисова, касающихся Карского пути, нужно квалифицировать, как вве дение в заблуждение широких кругов читателей «Известий» в вопросе, имеющем крупное государственное значение. Интересен тот факт, что в прошлом году озлобленная статья Борисова о Север- пути, с заключительной фразой «льды домешали», появилась 9 марта, в тек. году статья напечатана 9 апреля. Нужно сказать, что иностранный страховой рынок (страхование грузов Кар ской в море и участвующих в ней морских судов производится в заграничных стра ховых обществах и за него мы платим в валюте) чуток к сообщениям советской прессы. В свое время паника вокруг вопроса задержки двух пароходов на пути из Си бири в Карском море в 26 году, возникшая в среде недостаточно осведомленных лиц и вынесенная любителями сенсаций на страницы центральных газет, вызвала в сле дующем 27 году крупное повышение страховых ставок каско. Это стоило Сибири де сятков тысяч рублей. Снижение страховых и фрахтов достигается гораздо трудней, чем повышение, поэтому мы в праве спросить художника А. Борисова: весенний поход на Северпуть в разгар фрахтовой и страховой кампании по Карской вводится в систему или это слу чайность? Что это— только недомыслие или игра в руку кому-то, заинтересованному в вздорожании фрахтов и страховых карских операций!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2