Сибирские огни, 1929, № 3

два из них «одновременно и по одному и тому же плану загорелись в С.-Петербурге»*); «3-й пароход «Гамстед» в ясный полдень и совершенно тихую погоду настолько близ­ ко подошел к скалистому Вайгачу, что «выскочил в нескольких кабельтовах от берега на 16-та футовый каменный риф и пробил себе дно; риф был обозначен на нарте; 4-й «Роддам» на обратном пути из устья Енисея в Европу выскакивает в Бреховских остро­ вах ('в устье Енисея) на мель, обозначенную на нарте; команда покидает судно, пере­ бирается на 2 русские парохода, следовавшие с ним—-«Свеаборг» и «Гадсаль», и оста­ вляет «Роддам» на произвол судьбы**). Это окончание плана, по которому сгорели два первых парохода,—работа джентль­ менов с Доунинг Стритга. При чем же здесь Карское море? Дальше пишется: «в 1920 году погибло в Карском море два па 1 юхода с грузом сибирской пшеницы». Справна: в 1920 году ни одного случая табели судов в Карском море не было. Если речь идет о гибели судов «Обь» и «Енисей», то это обстоятельство, во-первых, имело место в 1921 году, во-вторых, причины гибели этих, выражаясь морским языком, «старых галош» нужно искать в качестве самих судов и организационном перебое вслед­ ствие нарушения .принципа единого управления операцией, т.-с. обстоятельствах, ниче­ го общего с районом плавания этих судов не имеющих. Дальше: «Судно Виггинса, погибло в Карском море» (повидимому, имеется в виду «Северянин» в 1894 году)... «[Гонгам разорился потому, что его суда не могли пройти череп Карское море в 1899 году, а принуждены были вернуться обратно с тех же гру­ зом в Лондон, при чем один пароход с чаем погиб у о. Вайгача». Справка: Случай гибели корабля Виггинса, происшедший тридцать лет тому назад, целиком относится к недостаточной изученности рельефа дна в районе гибели и отсут­ ствию надлежащих карт, т.-е. опять-там обстоятельствам, ничего общего с гидрометеоро­ логическим режимом Карского моря неимеющим. Что ваюается возвращения судов.Поп- гама и потери одного из них, то зтот факт имеет место в 1899 году( когда человечество не располагало достаточной степенью изученности режима льдов Карского моря, такими средствами оповещения, как радио, и средствами ледовой разведки, как Ледоколы и са­ молеты, которые исключают возможность подобного происшествия теперь, лучшим под­ тверждением чему служит то обстоятельство, что суда Поигама пытались пройти только через Югорский Шар и в этом же 1899 году промысловый парусник «Норе» кап. Брак- ме 3 авг. прошел Карскими Воротами в Карское море, не встретив льда. Первый лед уви­ дели лишь на меридиане Белого Острова, 48 миль <к северу от него, 23 августа эта же писуна прошла***) обратно Карскими Воротами, не встретив льдов. Парусник «Анна», норвежца Кристопсена, в июле прошел в Карское море, обог­ нув северную оконечность Новой Земли, и этим же путем ушел обратно. Ссылка гр. Борисова на неудачу Поигама в 1899 году тем более странна, что ему, Борисову, лично и прекрасно известны благоприятные условия плавания в север­ ной части Карского моря именно в этом году, лето которого он был в Маточкином Шаре, и научной статистикой фиксируется следующее: «По сведениям, доставленным художником А. А. Борисовым, Маточкин Шар был свободен от льда с 2 августа по 6 сентября. Позд­ нее, именно 26 сентября, он же видел к востоку от Маточкина Шара открытое море ****). Что касается гибели одного из пароходов Попгама, то причина ее ясна из преды­ дущего. *) Вилькицкий, «Сев. Мор. Путь» II, 1912, стр. 29. **) Северная Морская Экспедиция М. П. С. на р. Енисей в 1905 году, СПБ, 1906. Изд. Управ. Внутр. Вод. Путей, стр. 20. Там же,, стр. 21. ***) Э. Лесгафт— «Льды Карского моря и доступность его для сообщений с Си ­ бирьюI. Зап . по Гидр, в XX XV I I , II, стр. 180. ***♦) Лесгафт— «Льды Карского моря и доступность его для сообщений с Си­ бирью». Зап. Гидрогр. в XX XV I I , 1913 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2