Сибирские огни, 1929, № 3
Известный германский экономист проф. Лотц установил, что стоимость 100 ки- логр. пшеницы в 12 марок поглощается транспортными расходами при перевозке: по грунтовым дорогам на 100 км. расстояния » шоссе » 400 » » » жел. дороге » 4500 » » » морским путям » 25000 » » Не менее интересно подобное сравнение для внутренних водных путей и желез ных дорог. Здесь найдем, что экономия, получающаяся при перевозке по внутренним и водным путям, приведенная к своей настоящей ‘величине, будет тем больше, чем длиннее' путь. По расчету для французских канальных систем экономия в 0,01 франка за тонну- километр, яри пробеге на значительные расстояния, создаст крупную разницу в пользу водных путей: 1000 клм.— 10 франков, 2000 клм.— 20 франков и т. д. Если последний расчет имеет такой результат для канальных путей, требующих крупных технических сооружений, то при сравнении стоимостей перевозок по железной дороге и естественными водными путями разница в пользу последних будет еще к много значительней, достигнув отношения 6 : 1 Сибирь в основе своей— страна сельскохозяйственная и страна развивающейся добывающей промышленности. Главнейшими видами сибирского экспорта значительное время будут дешевые мас совые грузы— лес и в ближайшем будущем хлеб, которые эта страна может дать на вы воз в поистине гигантских количествах, но для которых выход на внешний рынок же лезнодорожным путем закрыт дороговизной перевозки. Искусственные водные пути в сибирских условиях, вследствие сокращенного сро ка эксплоатации, теряют свои преимущества большей дешевизны перед железнодорож ными. Железные дороги и искусственные водные пути для своего сооружения требуют огромных единовременных затрат, до окончания сооружения бездейственны и обладают вполне определенной и ограниченной пропускной способностью. По своим свойствам естественные водные пути прямо противоположны—они де шевы, вложение средств в их оборудование может производиться постепенно, в соответ ствии с ростом грузооборота, они могут эксплоатироваться во всех стадиях своего разви- 1 ня с момента постройки первого судна, эффект усиления грузооборота достигается не медленно, по вложении средств в сооружение, флота, то или иное техническое усовершен ствование и, наконец, пропускная способность их нормируется только наличием тоннажа. Единственным естественныам прямым и дешевым путем выхода Сибири на мировые торговые пути и внешние рынки является водный путь через устья Оби и Енисея. Еже годная, при надлежащей организации рейсов, доступность для плавания и коммерческая выгодность этого пути доказана ежегодным использованием его в целях внешнего то варооборота Сибири в течение последнего десятилетия. В последние годы доставка одного стандарта пиломатериалов из Красноярского района до Лондона (имеется в виду вся сумма расходов по перевозке— фрахт, перегрузки, страхование, ледокольное обслуживание и пр.) обходится 68 р., при стоимости вывоза через Ленинградский порт в 151 р. Лучшим и коммерчески единственным измерителем степени доверия к пути, как таковому, являются страховые премии. Движение страховых ставок в морской части карских операций: Европа—устья сибрек за последний период характеризуется следующими цифрами. Суда (Каско) 1921— 7 » Грузы Карго) 1921— 5 » 1922-6,5 » 1922-3.25» 1923-6,0 » 1923-3 » 1924—4,75» 1924-2.75» 1925— 3,7 » 1925- 1,5 » 1926- 2 ,7 5 » 1926-1,25 » 1927— 3,67» 1927-1.09» 1928—2,59» 1928— 1,0 » 9 л. «Сибирские Огни»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2