Сибирские огни, 1929, № 2

сание и классификация изучаемых явле­ ний по трем разделам: элементы стили­ стики, сравнительная метрика, тематика. Автор решительным образом отгора­ живается от оценочных суждений так называемой нормативной поэтики с ее раз навсегда устанавливаемыми шабло­ нами тех или иных литературных прие­ мов, и «довольствуется об’ективным опи­ санием и интерпретацией» материала. Ибо, по мнению автора, «строить сейчас какую бы то ни было нормативную по­ этику, претендующую на устойчивость,-^ нельзя, так как кризис искусства, выра­ жающийся в быстрой смене литератур­ ных течений и в изменяемости их, еще не миновал». Конечно, можно заметить, что едва-ли вообще этот кризис когда-нибудь ми­ нует. Все зависит от причины возникно­ вения литературных кризисов. Мы мо­ жем решить, что смена течений и моды в искусстве обусловлена умственной эво­ люцией общества, которая в свою оче­ редь предполагает тот или иной подпоч­ венный процесс экономических и поли­ тических изменений. Тогда можно гово­ рить об одной линии литературного раз­ вития, об ее непрерывности или конце. К сожалению, автор не нашел возмож­ ным входить в подробные об’яснения на эту тему. Его «эволюция» и анализ худо­ жественной функции приемов остаются в пределах формального констатирова­ ния фактов, описания и классификации их. «Зачем применяется данный прием и какой художественный эффект им до­ стигается»,— этот вопрос остается без ответа, так как связан с более широкой темой: для кого данный прием загото­ влен, для какого типа читателей, в ка­ кую эпоху и т. д. Томашевский эту сто­ рону дела обходит, его точка зрения на механизм «двигателя в 'литературе» зву­ чит так: «Писателям и их ближайшей аудито­ рии весьма близки интересы писатель­ ского мастерства, и эти интересы являют­ ся едва ли не сильнейшим двигателем в 8. Каврайский и И. Нусинов. — Классы и классовые отношения к современной советской деревне. С предисловием С. И. t-ырцова. Изд. Сибкрайиздата. 1929. п . г и 74 стр' таблиц. Цена 4 р. 25 к. Работа т.т. В. Каврайского и И. Нуси- нова не только по своей теме (крайне актуальной и имеющей огромное практи­ ческое значение), но и глубиной охвата опросов должна быть особо отмечена, лотя она и построена на сибирском ма- риале (по данным динамических сель­ ско-хоз. переписей 1927 и 1928 г.г., охва- литературе. Стремление к профессио­ нальной писательской, писательской но­ визне, к новому мастерству, всегда было признаком наиболее прогрессивных форм и школ в литературе. Писательский опыт, «традиция» представляется в форме задач, как бы завещанных предшественниками, и к разрешению этих художественных задач направляетс?я все внимание писа­ теля» (стр. 132). Это рассуждение об’ясняет всю архи­ тектуру книги. Автор, устранив вопрос а потребителе литературы, эволюцию ху ­ дожественных приемов связал с истори­ ей самодовлеющей писательской тради­ ции. Такая постановка дела позволяет без лишних затрат энергии описывать и си­ стематизировать материал, но для выяс­ нения его действительной эволюции не­ обходимо учесть роль потребителя ли­ тературы. Общая теория литературы, если она хочет окончательно порвать с нормативной поэтикой, Должна строить­ ся на социологических основаниях. В описание законов построения литератур­ ных произведений должна быть внесена поправка на читателя. Литературная эво­ люция— это не то же, что история раз­ вития морской свинки или верблюда. Достоинство книги Томашевского в том, что она дает самые последние до­ стижения в своей' области. Читателю по­ даются определения и термины самой свежей добротности. Перед нами сводка трофеев еще не остывших битв. Удача эт;ой сводки об’ясняется тем, что автор сам принимал деятельное участие в раз­ работке различных вопросов общей по­ этики. Томашевский известен, как наи­ более компетентный пушкинист, его имя связано с установлением задач текстоло­ гии, проблемы ритма и метра и т. д. Книгу можно рекомендовать препода­ вателям словесности, учащимся высшей школы, любителям литературного само­ образования. Для школ 2-й ступени То ­ машевский анонсирует краткий курс по- III тывающих до 9.500 хозяйств южной ча­ сти Сибирского края), но значение ее вы­ ходит далеко за пределы Сибири. Авторы в своей работе охватили сле­ дующий круг вопросов: I. Характеристика изучаемого района (система земледелия, зерновое хозяй­ ство, животноводство, товарная продук­ ция сельск. хоз., мелкая и кустарно-ре- меслен. промышленность, колхозы). II. Методология изучения социального состава крестьянства (вопрос в литера­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2