Сибирские огни, 1929, № 2
сание и классификация изучаемых явле ний по трем разделам: элементы стили стики, сравнительная метрика, тематика. Автор решительным образом отгора живается от оценочных суждений так называемой нормативной поэтики с ее раз навсегда устанавливаемыми шабло нами тех или иных литературных прие мов, и «довольствуется об’ективным опи санием и интерпретацией» материала. Ибо, по мнению автора, «строить сейчас какую бы то ни было нормативную по этику, претендующую на устойчивость,-^ нельзя, так как кризис искусства, выра жающийся в быстрой смене литератур ных течений и в изменяемости их, еще не миновал». Конечно, можно заметить, что едва-ли вообще этот кризис когда-нибудь ми нует. Все зависит от причины возникно вения литературных кризисов. Мы мо жем решить, что смена течений и моды в искусстве обусловлена умственной эво люцией общества, которая в свою оче редь предполагает тот или иной подпоч венный процесс экономических и поли тических изменений. Тогда можно гово рить об одной линии литературного раз вития, об ее непрерывности или конце. К сожалению, автор не нашел возмож ным входить в подробные об’яснения на эту тему. Его «эволюция» и анализ худо жественной функции приемов остаются в пределах формального констатирова ния фактов, описания и классификации их. «Зачем применяется данный прием и какой художественный эффект им до стигается»,— этот вопрос остается без ответа, так как связан с более широкой темой: для кого данный прием загото влен, для какого типа читателей, в ка кую эпоху и т. д. Томашевский эту сто рону дела обходит, его точка зрения на механизм «двигателя в 'литературе» зву чит так: «Писателям и их ближайшей аудито рии весьма близки интересы писатель ского мастерства, и эти интересы являют ся едва ли не сильнейшим двигателем в 8. Каврайский и И. Нусинов. — Классы и классовые отношения к современной советской деревне. С предисловием С. И. t-ырцова. Изд. Сибкрайиздата. 1929. п . г и 74 стр' таблиц. Цена 4 р. 25 к. Работа т.т. В. Каврайского и И. Нуси- нова не только по своей теме (крайне актуальной и имеющей огромное практи ческое значение), но и глубиной охвата опросов должна быть особо отмечена, лотя она и построена на сибирском ма- риале (по данным динамических сель ско-хоз. переписей 1927 и 1928 г.г., охва- литературе. Стремление к профессио нальной писательской, писательской но визне, к новому мастерству, всегда было признаком наиболее прогрессивных форм и школ в литературе. Писательский опыт, «традиция» представляется в форме задач, как бы завещанных предшественниками, и к разрешению этих художественных задач направляетс?я все внимание писа теля» (стр. 132). Это рассуждение об’ясняет всю архи тектуру книги. Автор, устранив вопрос а потребителе литературы, эволюцию ху дожественных приемов связал с истори ей самодовлеющей писательской тради ции. Такая постановка дела позволяет без лишних затрат энергии описывать и си стематизировать материал, но для выяс нения его действительной эволюции не обходимо учесть роль потребителя ли тературы. Общая теория литературы, если она хочет окончательно порвать с нормативной поэтикой, Должна строить ся на социологических основаниях. В описание законов построения литератур ных произведений должна быть внесена поправка на читателя. Литературная эво люция— это не то же, что история раз вития морской свинки или верблюда. Достоинство книги Томашевского в том, что она дает самые последние до стижения в своей' области. Читателю по даются определения и термины самой свежей добротности. Перед нами сводка трофеев еще не остывших битв. Удача эт;ой сводки об’ясняется тем, что автор сам принимал деятельное участие в раз работке различных вопросов общей по этики. Томашевский известен, как наи более компетентный пушкинист, его имя связано с установлением задач текстоло гии, проблемы ритма и метра и т. д. Книгу можно рекомендовать препода вателям словесности, учащимся высшей школы, любителям литературного само образования. Для школ 2-й ступени То машевский анонсирует краткий курс по- III тывающих до 9.500 хозяйств южной ча сти Сибирского края), но значение ее вы ходит далеко за пределы Сибири. Авторы в своей работе охватили сле дующий круг вопросов: I. Характеристика изучаемого района (система земледелия, зерновое хозяй ство, животноводство, товарная продук ция сельск. хоз., мелкая и кустарно-ре- меслен. промышленность, колхозы). II. Методология изучения социального состава крестьянства (вопрос в литера
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2