Сибирские огни, 1929, № 2

и «Ната Пинкертона» с убийствами на каждой странице, но основной спрос на незатруднительную беллетристику удо­ влетворяли иностранные поставщики. По хождениями Альфонсов, Альбертов, Адольфов и) Гастонов зачитывалась, как Настя (из «На дне»), так и кисейная ба­ рышня из так называвшегося «прилично­ го» общества^ Революция дала книге нового читате­ ля, книжный рынок вырос неимоверно, и многомиллионный новый читатель дает авторам свой социальный заказ, в том числе и заказ на свое, советское, новое легкое чтение. Мы не всегда говорим серьеэно и о серьезном’. Мы часто говорим, не углуб­ ляясь, о явлениях значительных и часто ведем легкие, разговоры о вещах не важ­ ных, не столь нас задевающих; часто ка­ саемся в беседе явлений с точки зрения, главным образом, их внешней занима­ тельности!. Все это вполне нормально, естественно. Сообразно этому, параллель­ но художественной беллетристике имеет полное право существовать и легкая бел­ летристика, долженствующая дать куль­ турный отдых утомленному читателю, однако, и эта беллетристика должна удовлетворять минимальным требованиям художественности, без чего «легкое» чте­ ние может превратиться в утомительую «рениксу». В странах с высокой приклад­ ной культурой не мало литературных ре­ месленников большого пошиба, выпу­ скающих искусную продукцию по­ добного' рода. Вспомним хотя бы буржу­ азного Локка, многие романы которого, не принадлежа к категории художествен­ ной литературы, превосходно сделаны, написаны умно, занимательно, легко чи­ таются. Из авторов детективных рома­ нов укажем хотя бы М. Леблана и Леру, обладающих астрой выдумкой и боль­ шой наблюдательностью. Язьж таких ро­ манов отделан, написаны они технически прекрасно. Ряд условий способствовал появлению в СССР многочисленных приключенче­ ских романов и не совсем нормальному к ним интересу. Гигантский социальный переворот, героическая гражданская вой­ на, обостренная классовая борьба, изоби­ ловавшая отдельными острыми момента­ ми и положениями, сопровождались мно­ жеством неожиданностей, приключений и ярких пбреживаний в жизни отдельных людей. Все это уже отчасти запечатлено в ряде крупных художественных произ­ ведений, но наряду с «Цементом», «Ча­ паевым» и др. эти «приключения» неми­ нуемо должны были быть использованы и в менее значительных по замыслу, бо­ лее! «легких» произведениях. Историче­ ские события в таких романах являются только фоном, а судьбы отдельных людей Даются только с точки зрения внешней занимательности. Так возник советский революционно-приключенческий роман, который прежде всего должен, однако, правильно отражать классовое содержа­ ние Октября и не превращать историче­ ские события в приключения. С другой стороны, пережитый нами рост преступности, характерный для всех эпох войн, обострил у вас интерес к де­ тективному (уголовно-сыскному) аван­ тюрному роману. Порыв к знанию, об’- явший страну, вызвал спрос на научно- фантастический и краеведческий роман. Однако, основное требование, которое пред’являет советский читатель к рома­ нам последних типов, это реализм: фабу­ ла должна быть возможной, фантастика должна только развивать фактические достижения науки, как в XIX столетии в романах Ж. Верна. Советский читатель отбрасывает «бессмысленные мечтания», советская фантастика— изображение воз­ можного будущего, обоснованного на­ стоящим. Приключенческие романы выпускают­ ся у нас в огромном количестве, их мно­ го читают в ж.-д. поездах, во время от­ дыха* после утомительного рабочего дня. Выполняют ли авторы этих романов со­ циальные заказы? Вопрос об этом и| о путях советского приключенческого ро­ мана привлекает все большее внимание нашей критики. Перед СССР стоят слиш­ ком большие задачи, советские тружени­ ки должны слишком много работать, у них мало времена чтобы расточать вре­ мя на чтение «халтуры», и вопрос о со­ ветском чтении для отдыха—вопрос не­ маловажный. Остановимся на нескольких, взятых на выдержку, романах, выпущенных на­ шими издательствами за последнее вре­ мя. Вот «кино-роман» Николая Борисова «Укразия» (ЗИФ, 189 стр., ц. 1 р. 25 к.). Это приключения какого-то партизана, под видом «блестящего гвардейского ротмистра» Энгера, сделавшегося ад’- ютантом генерала Шиллинга, командо­ вавшего деникинцами, занимавшими в 1919 г. Одессу. Никто не подозревает, что руководитель контр-разведки, рас­ стреливающей коммунистов, сам парти­ ец (?!). Но «вдруг» оказывается, что рас­ стрелянные им, быть может, и не растре- ляны—это неясно,— а он все время помо­ гает подпольщикам и Красной армии. Сюжет, очевидно, навеян известными за­ писками-воспоминаниями партийца Мака­ рова, некоторое время состоявшего ад’- ютантом Май-Маевского, но преподнесен Борисовым нелепо и неправдоподобно. Красные бессмысленно легкое «внезап­ но» спасаются, все скучно упрощенно, и одна страница записок Макарова стоит

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2