Сибирские огни, 1929, № 2
одинаков, но есть некоторые специальные, которые не у всех йУеются (например* астрономические или охотничьи). Сравнение, взятое из охотничьей жизни, подста новка вместо обыденного слова охотничьего термина очень многим читателям ничего не дадут, хотя, вероятно, будут приятны охотникам. Поэту, стало быть, следует знать, к кому он обращается. Однако, обставлять такими сложными условиями признание словесного нов шества в поэзии не значит ли просто отрицать право поэта на создание свежего и необычного словесного образа? Творчество — это постоянное искание. Искание же неразрывно связано с за труднениями, ошибками, тратой времени, сил, материалов, а подчас и с традициями. И далеко не всегда, даже очень редко, искание увенчивается быстрым успехом. Человек сейчас летает не хуже птицы, но сколько было положено усилий, погубле но материала и человеческих жизней, прежде чем он добился этогр.!. И однако, каких бы высот в какой угоднр области му ни достигли, мы стремимся дальше, ищем и надеемся, что ^ |егда б^Дот, чего искать,гЗдаерш^Ния, 'зяст'оя мьг не можем представить и не хотим' их. Ошибок, заблуждений и неудач всегда больше, чем достижений, но каждая ошибка— попытка прорваться о будущее, пусть и неудачное. Это следует приложить и к поэтическому творчеству, в частности— к твор честву в области языка. И здесь каждая, попытка обновления — шаг в будущее. И здесь искания имеют ту же цену, как в йауке, технике, общественной жизни. Но аналогию нужно продолжить и далее. И здесь ошибок и неудач всегда больше, гораздо больше, чем достижений. Кроме того, здесь они заметнее. Нёудачи изо бретателей большею частью скрыты от других; публике пред’являются только удачные результаты. Свои искания поэт совершает на виду у всёх. Изобрётение проверяется на опыте, а опыт осуществляется обычно в мастерской, лабораторий; с :ытной проверкой исканий «речаря» являетсй внимание, понимание и оценка его читателей и слушателей. нтэг. а <тг»шог. онаот.о , юм яви , r d i К В науке и технике часто ищут того* что уже найдено (сколько раз был изо бретен порох!) или то, что заведомо не может быть найдено (напр., вечный двига тель). И то же, конечно, происходит в области поэтического словотворчества, И так же, как в технической области возможна извращенная направленность иска ний (эмалирование лица — несомненное достижение науки и техники), возможна она и в поэтической речи. (МБшана ton ктбд .) л 2161 мотэг. оте огЛаЗ i i ‘ ог.иб энМ .ваоиитлвЭ эщшанэм вн момнщгп.гл Относясь с уважением к исканиям поэта в области языка, мы должны по мнить, что искание еще не достижение и не всегда оканчивается достижением; что искание может быть направлено по ложному пути бессознательно, а иногда и на меренно. . s ^. о н а тУНЯННОПП BE.VT RDlVBTkJII EBQ ЗН R «4 Поэт отличается от простых смертный тем, что он имеет «песен дивный дар и голос, шуму вод подобный». Кроме Tofo, как всякий мастер, он склонен увле каться техникой своего ремесла, тщательной отделкой внешности своих изделий. Поэтому он охотно об’ясняет отрицательное или просто невнимательное отношение к результатам его работы над деталями (йад словом, $ частности) тем, что чита тель, грубо говоря, не дорос до настоящей поэзии. Мы видели, что читатель-крестьянин (V II) не боится смелых слов и неожи данных образов. Городской читатель сам похоДя создает нойые слбйа; он, можно сказать, в языке «футурист», хотя и творит преимущественно в канцелярском стиле. С другой стороны — поэт не самый надежный суДья йё только своих пройзвёдё- ний, но и произведений других писателей. Мы знаем, как часто и гЛубокЪ Ошиба лись писатели в оценке своих работ и работ своих современййков. Сумароков умер с убеждением, что он в одном своем лице совместил достоинства Вольтера и Расина, Чехов готов был чуть не всех своих современников-восьмидесятников ста вить на одну доску с собой, а Лескова оценилй нё ёго «братья-писатели» и не критики даже, а публика, массовый читатель. Необходимостью исканий в области поэтической речи оправдывается суще ствование литературных направлений, обращающих главное внимание на форму, в частности на язык (футуризм, имажинизм). Самое название указывает роль и зна- чение этих направлений; они направляют искания в ту или иную сторону. Но и только. Ни одно из них по самому своему существу не является ни достижением, ни завершением. >о5о ,<тг»к нэрвг . иТ —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2