Сибирские огни, 1929, № 2

одинаков, но есть некоторые специальные, которые не у всех йУеются (например* астрономические или охотничьи). Сравнение, взятое из охотничьей жизни, подста­ новка вместо обыденного слова охотничьего термина очень многим читателям ничего не дадут, хотя, вероятно, будут приятны охотникам. Поэту, стало быть, следует знать, к кому он обращается. Однако, обставлять такими сложными условиями признание словесного нов­ шества в поэзии не значит ли просто отрицать право поэта на создание свежего и необычного словесного образа? Творчество — это постоянное искание. Искание же неразрывно связано с за­ труднениями, ошибками, тратой времени, сил, материалов, а подчас и с традициями. И далеко не всегда, даже очень редко, искание увенчивается быстрым успехом. Человек сейчас летает не хуже птицы, но сколько было положено усилий, погубле­ но материала и человеческих жизней, прежде чем он добился этогр.!. И однако, каких бы высот в какой угоднр области му ни достигли, мы стремимся дальше, ищем и надеемся, что ^ |егда б^Дот, чего искать,гЗдаерш^Ния, 'зяст'оя мьг не можем представить и не хотим' их. Ошибок, заблуждений и неудач всегда больше, чем достижений, но каждая ошибка— попытка прорваться о будущее, пусть и неудачное. Это следует приложить и к поэтическому творчеству, в частности— к твор­ честву в области языка. И здесь каждая, попытка обновления — шаг в будущее. И здесь искания имеют ту же цену, как в йауке, технике, общественной жизни. Но аналогию нужно продолжить и далее. И здесь ошибок и неудач всегда больше, гораздо больше, чем достижений. Кроме того, здесь они заметнее. Нёудачи изо­ бретателей большею частью скрыты от других; публике пред’являются только удачные результаты. Свои искания поэт совершает на виду у всёх. Изобрётение проверяется на опыте, а опыт осуществляется обычно в мастерской, лабораторий; с :ытной проверкой исканий «речаря» являетсй внимание, понимание и оценка его читателей и слушателей. нтэг. а <тг»шог. онаот.о , юм яви , r d i К В науке и технике часто ищут того* что уже найдено (сколько раз был изо­ бретен порох!) или то, что заведомо не может быть найдено (напр., вечный двига­ тель). И то же, конечно, происходит в области поэтического словотворчества, И так же, как в технической области возможна извращенная направленность иска­ ний (эмалирование лица — несомненное достижение науки и техники), возможна она и в поэтической речи. (МБшана ton ктбд .) л 2161 мотэг. оте огЛаЗ i i ‘ ог.иб энМ .ваоиитлвЭ эщшанэм вн момнщгп.гл Относясь с уважением к исканиям поэта в области языка, мы должны по­ мнить, что искание еще не достижение и не всегда оканчивается достижением; что искание может быть направлено по ложному пути бессознательно, а иногда и на­ меренно. . s ^. о н а тУНЯННОПП BE.VT RDlVBTkJII EBQ ЗН R «4 Поэт отличается от простых смертный тем, что он имеет «песен дивный дар и голос, шуму вод подобный». Кроме Tofo, как всякий мастер, он склонен увле­ каться техникой своего ремесла, тщательной отделкой внешности своих изделий. Поэтому он охотно об’ясняет отрицательное или просто невнимательное отношение к результатам его работы над деталями (йад словом, $ частности) тем, что чита­ тель, грубо говоря, не дорос до настоящей поэзии. Мы видели, что читатель-крестьянин (V II) не боится смелых слов и неожи­ данных образов. Городской читатель сам похоДя создает нойые слбйа; он, можно сказать, в языке «футурист», хотя и творит преимущественно в канцелярском стиле. С другой стороны — поэт не самый надежный суДья йё только своих пройзвёдё- ний, но и произведений других писателей. Мы знаем, как часто и гЛубокЪ Ошиба­ лись писатели в оценке своих работ и работ своих современййков. Сумароков умер с убеждением, что он в одном своем лице совместил достоинства Вольтера и Расина, Чехов готов был чуть не всех своих современников-восьмидесятников ста­ вить на одну доску с собой, а Лескова оценилй нё ёго «братья-писатели» и не критики даже, а публика, массовый читатель. Необходимостью исканий в области поэтической речи оправдывается суще­ ствование литературных направлений, обращающих главное внимание на форму, в частности на язык (футуризм, имажинизм). Самое название указывает роль и зна- чение этих направлений; они направляют искания в ту или иную сторону. Но и только. Ни одно из них по самому своему существу не является ни достижением, ни завершением. >о5о ,<тг»к нэрвг . иТ —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2