Сибирские огни, 1929, № 2
знаках, которые «тоже очень полезны». Он, может быть, имел в виду «Реки огнен ные» Арт. Веселого, где нет никаких знаков. Соображение Пешковского ставит на место это.т прием и дает нам указание, как к нему относиться. Всякий знак хорош, когда он на месте, когда он выделяет важные в смысловом (а отсюда и звуковом) отношении слова. Если,же он приткнут просто потому, что, по мнению, пишущего, перед «который» и перед «что» всегда ставится запятая (хотя бы в данной фразе), ■£0 он мешает, путает читателя, а иногда искажает смысл. Руководясь этим, мы имеем возможность оценить графическую осмысленность стихотворения. Стихо творение Уткина (1), напр., размечено в этом отношении очень удачно, кроме, разве, незаслуженного выделения в отдельную строчку слова «бюстом», тем более, что такое выделение уравнивает по значению слово «пышным» и «бюстом», ? оии едва ли равноценны. Хорошо разделены и эти стихи: ,HHoqoTD йотччд Э (3 М л шшнанд «снняиогЫ! эннзэвпЭ» втвевиу онжом двеЬиэово» UMqoili<W iP S d e a?58BfiS|BH внгвадоэоаэ ащоа яте мниэоатэоп чмэоаэ оП мыаог.зг отИ№тЯесть в нашей гно сньэнпнн он «нтэзяоп» к разведчик отчаянный — нндо МЯЯШК, ВлоДчСТгуп otH кот а тнотэо-j эннэжор.оп эот/оД эн внб .и' ДО выдумок гиблых охотник»,.jryqo зонзсобоэоаэ н п о м ш н водна ен нмицото.ч (В. Зародчиков «Лошадь и человек». «С. О.», 28, jN? Л^.мэн ан .вг.эдомвэ Что-нибудь придумать в оправдание радио-конуса А. Веселого трудно. Впрочем, хитроумные римские поэты времен упадка тоже любили из своих стихов составлять разные фигуры. Был в ходу даже «ропалический» стих (ropalonno гре чески — дубина), в котором каждое последующее слово было длиннее предыду щего, так что стих как бы утолщался к концу наподобие дубины. VIIT. ■ ; .iii.sqr for.r.sqaa г.ЫИнашнт я «юк^г.эдоГ! Поэт не только имеет право на различные новшества в языке (новые слова и сочетания, неожиданные и смелые сближения, новые ритмы и т. ц.), но и но самой природе своей является в большей или меньшей степени новатором в; этой области. Но мы, читатели, вовсе не обязаны признавать за достижения все те новости, кото рые он вздумает нам преподнести. Старый словесный образ утрачивает свою цен ность — это, как мы видели, естественное и закономерное явление. Но^ый и не обычный образ также естественно и закономерно должен прийти ему на смену. Однако, новое слово и сочетание хороши, если они действительно образны, дей ствительно замещают, а не просто становятся на место старых, не давая никакого образного впечатления. Отдельный словесный образ в художественном произведении • не само цель, из таких отдельных образов складывается большое образное целое. Словес ные образы могут отвлекать от себя внимание й этим разбивать целое на несвяз ные кусочки (как в «Рассказе про глаз Люси Кусиковой») или просто в результате сложения не давать нужного итога; , та о т р ,оТ .у.атээщчкнэцп оп уеог.э ,эш)оф 1 ' Старый образ перестает действовать’ не потому только, что он надоел, при мелькался. Он может быть и оригинальным, но если он подсказан впечатлениями, чуждыми тому, кто его воспринимает, он теряет свою цену (закат «апельсинный и вйнный»): Иногда он утрачивает цену и вследствие того, что его «окраска» изме нилась. Некрасов говорит о русской крестьянке: «Есть женщины в русских се леньях...’ с Походкой, со взглядом цариц» («Мороз — красный нос»). Когда-то это казалось величественным. Теперь со словом «царица» соединяется неотвязное вос поминание об Александре и Марье Федоровнах и бесчисленных карикатурах на них, и образ приобрел совершенно иную окраску. Поэтическое, образное слово, несомненно, может иметь и часто имеет вполне определенный социальный классо вый смысл. ' •'•.-Д *,1 • 0Tlf,(l '£ , l HJ 4 ю < п ш я t r o w . RMsqe эшвн а ( Словесное новшество ценно, если оно дает образ; образ этот ценен, если он «задевает за живое» читателя, опирается на близкие для него, доступные и понят ные ему впечатления; если он* кроме того, входит, как часть, в сложное поэтиче ское, целое и: содействует его образованию. Это, между прочим, значит, что не вся? кое новое, даже и удачное словесное явление может быть оценено каждым чита телем. «Основной капитал» впечатлений у. громадного большинства читающих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2