Сибирские огни, 1929, № 2
торую говорится в названии «Земля и воля», а «воля» в: этом названии опять-таки другая, чем в выражении «у него сильная воля». Если человек когда-нибудь,по падет на луну и будет там копать яму, то из этой ямы он будет выбрасывать ло патой не луну, а землю. Практически такая равнозначность в разговоре почти не мешает, хотя и есть такие слова, которые из-за этой многозначности и разговор ной небрежности утратили всякую определенность и способны только сбивать мысль с правильного пути (напр., «интеллигенция»). Вот поэтому в науке установился обычай условливаться в значении целогб ряда названий с тем, чтобы их всегда понимать в одном и том же, строго опреде ленном смысле, хотя бы этот смысл и не совпадал с обыденным и даже с тем; ко торый придается этому же слову в другой науке. Таково, например, в политэко номии слово «капитал», имеющее в просторечии совсем другой смысл, «тезис» в фи лософии и стиховедении. Терминология на первых шагах очень затрудняет, но ,ее облегчающее значение громадно и несомненно. Вне терминологического словаря наука в своей речи старается быть столь же точной и недвусмысленной. Это пред полагает громадную работу над языком; такая строгость речи для непосвящен ного— немалое препятствие, но она не менее ценна, чем терминология. Можно ска зать, что наука пользуется языком с установкой на точность. Эта установка для нее так важна, что ни одна наука не отказалась бы от того точного языка симво лов, который употребляет математика, если бы это было возможно. Обыденно-разговорная речь— дополнение к житейской обстановке. Посте пенно отдаляясь от этой обстановки, речь переходит в язык научной книги, науч ного исследования, установленный на строгую точность, довольствующийся своими средствами без расчета на поддержку внешних условий. Особенной, специальной установкой отличается и язык поэзии— язык худо жественных произведений. Своеобразие этой установки определяется характер ными признаками, отличающими поэзию от других видов словесности. «Поэзия рассуждает и мыслит— это правда, ибо ее содержание есть та же истина, как и содержание мышления, Но поэзия рассуждает и мыслит образами и картинами, а не силлогизмами и дилеммами». «Когда в романе или повести нет образов и лиц, нет характеров, нет ничего поэтического— как бы верНо и тщатель но ни было списано с натуры все, что в нем рассказывается, читатель не найдет тут никакой натуральности, не заметит ничего, верно подмеченного, ловко схва ченного»*). Так определял отличительный признак поэзии Белинский. С тех пор прошло много времени, но это определение не перестало быть верным. Плеханов, говори о двух актах марксистской критики, указывает, что «первая задача критика со стоит в том, чтобы перевести идею данного произведения с языка искусства на язык социологии», а язык искусства— это язык образов. В последнее время много сделано для раскрытия понятия «образ», но сущность поэзии и до сих пор мы по нимаем так, как понимал ее Белинский: поэт должен дать в своем произведении ряд картин и образов. Необходимо подчеркнуть: он должен их дать так, чтобы чи татель их увидел, поверил в них. Пусть образ, данный писателем, не совпадает с действительностью, даже противоречит ей (например,. образ какого-нибудь исто рического лица), но если писатель заставил меня вообразить его таким, каким хо тел — этого достаточно. И как вы ни были различны законы искусства от законов действительности, как бы ни отличалась вера в реальное лицо от веры в жизнен ность вымышленного героя, она, эта вера, вполне возможна. Ни одному, читавше му «Мертвые души» или «Ревизора», не покажется странным вопрос, похож ли на рисованный на картинке человек на Сабакевича или городничего. И наоборот—^ пусть писатель добросовестно перечислит все действительные признаки человека (вплоть до веснушек на руках, о которых так добросовестно и так бесплодно твер дит С. Малашкин в своей знаменитой «Луне с правой стороны»), но если он не за ставил читателя видеть efo и в него поверить— произведения и читать не стоило; Толстовский Кутузов, может быть, не похож на действительного (даже наверное не похож), но он живой, и читатель его видит. Какими же средствами может писатель нарисовать такой живой образ. Средство у него одно— язык. Бюст Ленина можно сделать из мрамора, брон зы, гипса; образы художественного произведения сделаны только из слов. Кроме поэзии образной, существует еще лирическая (безобразная). «Все, что занимает, волнует, радует, печалит, услаждает, мучит, успокаивает, тревожит, сло вом, все, что составляет содержание духовной жизни суб’екта, все, что входит в ■*) Белинский. «Стихотворения Державина», 43 г., сочин. т. V II, изд. 1861 г.; «Взгляд на литературу 1847 г.», т. XI.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2