Сибирские огни, 1929, № 2

И за волю советского края В трудовой приударь барабан». (Орешин. «Деревня*). 6 . «Мужик—все слово, как из жира— Какая сила дышит в нем: Ведь больше, больше, чем полмира Степным пропахло армяком». (Орешин. «Солнце в сермяге»). 7. «У нее на курчавых кольцах платок Дразнится красным пятном, У нее не юбок шуршащих шолк, А Ульянова пятый том. У нее в Свердловии пятый год Г олова куется, звеня...». (Сергей Малахов «О партии и любимой»*0). 8 . «...И сердце задрожало, И в сердце вздрогнула последняя тропа. (Безыменский. «Партбилет № 224.332»). 9. «Осень семенами мыла мили, Облако лукавое блукало, Рощи, чернолучье заломили, Вдалеке, заслушавшись звукала». (Н. Асеев. Собрание стихотворений, т. i, IV . Издано в 1928 г.). 10. «В Египте, в Ассирии, Вавилоне— откуда пошли, дошли до наших дне затерялись в веках,— звездочеты, астрологи, маги, монахи, волхвы, алхимики, ма­ соны, запутав историю человечества метафизикой,— запутав столетья, запутавшись п столетьях,— они вели мир,— у бога был двор, и у каждого двора были сотни божьих служителей,— конечно, не назовешь божий двор заводом и сотню причет­ ников— рабочими,— но бог, стоящий в святилище, уходил от реальностей в вещь в себе, в нереальность, в мистику». (Пильняк «Машины и волки». Госиздат. Лг. 1925, стр. 94-5). Примеры эти не подыскивались нарочно; большинство взято из ходовых произведений***). Некоторые даже введены в хрестоматии; стало быть, по ним обу­ чаются русскому языку. «Партбилет» Безыменского знают наизусть, наверное, все пионеры и комсомольцы (да и как не знать этого, действительно, прекрасного сти­ хотворения?). Но, что это за «последняя тропа» в сердце и как она может вздрог­ нуть? По тропам обыкновенно ходят, их прокладывают, они куда-нибудь ведут и т. д., но дрожать им не полагается. И почему тропа— последняя? Или у Оре­ шина— «солнцеполый чепан». Учащиеся (стихотворение помещено в хрестоматии), об’ясняют это так: мужики— народ бедный, и чепаны у них дырявые; когда та­ кую одежину распахнешь, то в дыры пол свободно проходят солнечные лучи. Трудно придумать в противовес другое, более убедительное толкование, а это, пожалуй, не понравилось бы Орешину. «Мужик— все слово, как из жира— какая сила дышит в нем»... Какая же сила в жире? В такую силу ни один мужик не по­ верит. А поведение дороги у Есенина («ржот»), совершенно противоестественное. Почти то же можно сказать и об остальных примерах. А чтобы понять 9-й, нужно не только подумать, но и слазить в «Словарь живого великорусского язы­ ках' Даля (4 тома, довоенная цена 28 р.). Читатель задумывается и над другими сторонами современной поэтической речи, в частности, и над ее графическим оформлением. Стихотворения часто имеют такой внешний вид: *) Помещено в «Хрестоматии по литературе» Гинзбурга, Сидорова и др., ч. 1. Тоже, в изд. 1925 г. **) Из сборника «Русская поэзия XX века. Антология». Сост. Ежов и Шаму- рин. М. 1925 г. ***) «Цемент» выходит в программу рабфаков и до 28 г. входил в число про­ изведений, знание которых обязательно для держащих испытания в ВУЗ ’ы. От­ рывки из Пильняка более простые, чем приведенный, но подобые ему по строению речи, есть к хрестоматии Кочетова «Красный сказ» (для военных школ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2